Сгула — это слово святого языка лучше всего перевести как «достояние», нечто особенное, уникальное и драгоценное, что у кого-то имеется; сокровище.
Оглавление
Что такое сгула? [↑]
В Книге Коэлет (2:6) написано, что царь Шломо собрал себе сгулат мелахим ве-а-мединот — «редкостные драгоценности, полученные от царей и государств». А Тора (Шмот 19:5, Дварим 7:6) сообщает, что Б-г избрал евреев в качестве ам сгула — «народа-достояния», то есть особого, драгоценного для Него. Об отдельных великих людях, обладающих особыми качествами и способностями, тоже говорят: йехидей сгула.
Также словом сгула (мн. ч. сгулот) принято называть особые, «чудесные» средства, с помощью которых евреям можно достичь какого-либо положительного результата, с неочевидными причинно-следственными связями.
Например, если у человека что-то пропало, ему рекомендуется пожертвовать деньги на благотворительность, особенно в фонд раби Меира Бааль а-Нес («Чудотворца»), и произнести молитву Б-гу о помощи отыскать пропажу в заслугу раби Меира. Как именно пожертвование этих денег поможет найти что-то другое? А вот так — это сгула. И таких примеров много.
Согласно одним объяснениям, термин сгула применим к этим средствам потому, что евреи в силу своих особых достоинств стали достоянием Б-га, а Он, в свою очередь, наделил их таким достоянием — особыми средствами для достижения успеха или спасения. Другие объясняют, что это часть полученного от Б-га «драгоценного» статуса самих евреев: они обладают особыми способностями добиваться определенными средствами физически не связанных с ними результатов.
Вопрос: как относиться к применению этих «чудесных» средств и всегда ли они помогают?
Для понимания ответа надо копнуть немного глубже.
Неведомые нам, но понятные людям прошлого силы [↑]
Когда Б-г даровал Тору еврейскому народу, время было другим, и другими были люди. Они чувствовали и понимали то, что нам неведомо. Перед ними был раскрыт весь созданный Б-гом мир, как физический, так и сопряженный с ним и стоящий над ним духовный, у которого свое устройство, свои причинно-следственные связи.
В этом были и преимущества, и опасности.
Например, те люди видели и ощущали, как Б-г управляет миром посредством мощных сил: ангелов, кохавим у-мазалот — «звезд и созвездий». Мы ангелов не ощущаем вовсе, а «звезды и созвездия» для нас — чисто физические объекты в далеком космосе. Но те люди ощущали реальные силы, а потому велик был соблазн приписывать им независимое от Б-га могущество и влияние и молиться им о благах. Это и есть идолопоклонство. Когда евреи изготовили тельца, то не какой-то суеверный простак с больным воображением, а Аарон, великий праведник и пророк, уже общавшийся с Б-гом, «увидел, что телец живой», что он «поедает траву» (Раши Шмот 32:5). Не просто статуя, а реальная живая сила. Те люди это видели и чувствовали.
Но они также ощущали, как, в силу устройства Б-гом духовного мира, на него воздействуют поступки человека. Какой эффект вызывает выполнение каждой заповеди — и нарушение каждого запрета.
При даровании Торы евреи провозгласили: наасе ве-нишма — «сделаем и услышим». Общеизвестный смысл — готовность евреев сделать все, что Б-г повелит, еще до того, как услышат, что именно Он повелит: они были уверены, что Он повелит только благое. Но согласно другому толкованию, они постигли устройство духовного мира, в результате чего им еще до получения указаний стало ясно, что надо делать для благоприятного воздействия на этот мир, а что пойдет ему во вред. Поэтому сразу — «сделаем». (А «услышим» — потом, если скатимся с этого уровня, и сами уже не будем ощущать, то готовы услышать и принять указания Торы и мудрецов.)
Как известно, заповеди делятся на два типа: хуким и мишпатим. Последние — понятные человеческому разуму: не убий, не укради, почитай родителей и т. п. Хуким — непонятные: не впрягай в плуг вместе быка и осла, не ешь свинину и другие некошерные продукты. Что в этом плохого?
На самом деле и у хуким имеются причины, иногда даже известные нам. Например, бык и осел, по словам мудрецов, символизируют разные фундаментальные силы, заложенные в мире: строгость и мягкость, в своих крайностях превращающиеся соответственно в жестокость и вседозволенность. Эти силы представлены потомками Эйсава и Ишмаэля, и их совмещение опасно, поэтому запрещено символизирующее их совмещение сил быка и осла. Также свинья символизирует силу Эйсава, и ее употребление в пищу вводит элементы этой силы внутрь нас. Но для нас все это — в лучшем случае красивые теории, на практике же мы никак не видим и не чувствуем силу Эйсава, с его потенциальным нацизмом и сталинизмом, ни в быке, ни в свинье. А тогда люди чувствовали.
Нет, для них тоже эти заповеди были хуким, а не мишпатим, но разница была в том, что мишпатим понятны и другим, «обычным» людям и народам, обладающим не каким-то особым духовным чутьем, а чисто человеческим восприятием: никому не надо объяснять, почему убивать плохо. Хуким же были понятны только евреям, которые находились на особом уровне и ощущали устройство духовного мира; другие же народы не понимали, какой в этом смысл, и крутили пальцем у виска (Раши Ваикра 18:4, Бемидбар 19:2). И невозможно было им объяснить, как не объяснишь дальтонику, почему этот цвет красный, а тот зеленый, — но кто видит, тому и не надо объяснять.
Представляется, что аналогичным образом следует понимать и сгулот. Это способы воздействия на духовный мир, неведомые и непонятные нам, но понятные людям, которым изначально была дана Тора, как хуким. В силу устройства духовного мира, определенные действия могут привести к результатам, казалось бы, физически не связанным с ними. Те люди видели и чувствовали механизмы, по которым работают эти сгулот. Но с тех пор то понимание было утрачено, вместе с высоким духовным уровнем людей. Тем не менее, факт действия этих механизмов остался в силе.
И что же, все это — правда, и применение сгулот обязательно возымеет воздействие на духовный мир и принесет нам желанный результат?
Заповеди-сгулот — работа и бонусы [↑]
Здесь мы подходим к важному моменту.
Для чего Б-г создал человека в этом мире и дал ему задание? Для того чтобы он в конечном итоге обрел высшее благо. На самом деле, оно может быть получено только в Будущем мире. Но если бы Б-г сразу человека туда поместил, то это благо стало бы подачкой (Рамхаль). Гораздо большее удовольствие человек получает, когда он чего-то добивается своими усилиями, когда что-то построил и дал другим. Ибо так он уподобляется Самому Б-гу, Который ничего от других не получает, а Сам творит, строит и дает другим. Поэтому Б-г поместил человека в этом мире, где ему дана именно такая возможность.
В этом состоит цель всех заповедей Торы. Выполняя их, мы совершенствуем себя и мир. Выполняя мишпатим — понятно, как. Занимаемся благотворительностью, помогаем людям, строим для них дома и больницы, делимся мудростью и даем полезные советы, спасаем от воров и убийц, сами воздерживаемся от причинения другим такого зла. Но и выполняя хуким — тоже. Хотя неочевидно, кому мы помогаем, беря четыре вида растений в Суккот или ежедневно надевая тфилин, тем не менее, всеми подобными действиями мы влияем на духовные миры, и, в силу их устройства, оказываем на них благое воздействие, а через них и на наш физический мир. Таким свойством обладают все заповеди — ведь и мишпатим тоже не хуже хуким: лучше становится не только бедняку, которому мы помогли с деньгами, но и на духовный мир тоже оказывается благое воздействие.
Таким образом, по сути, все заповеди являются сгулот — определенными способами воздействия на духовный мир, а через него и сопряженный с ним физический. Эти особые способы дано применять особому еврейскому народу — ам сгула.
Для чего?
Как сказано, для того, чтобы совершенствовать себя и мир.
Но Б-г отрыл нам маленький секрет: выполняя это важное дело, мы можем также получить дополнительные «бонусы». Наше воздействие на духовный мир, помимо общего совершенства, может также привести к получению нами определенных благ или к спасению от каких-то опасностей. Ведь большая часть сгулот связана именно с выполнением тех или иных заповедей. Помимо общего блага, которое создаст благотворительность и для получателя, и для благодетеля, она также может помочь последнему найти пропажу.
Обязательно поможет?
Нет, необязательно.
Почему?
Задумаемся на секунду:
Что было бы, если бы сгулот всегда помогали? [↑]
О, был бы у нас в руках целый набор верных средств заполучить в своей жизни все, что угодно, и решить все без исключения проблемы. Хотим выбраться из нужды и, более того, разбогатеть — вот сгула. Хотим детей — еще одна сгула. Хотим, чтобы они выросли праведными, — и на это есть сгула. Хотим, чтобы ничего не болело — вот. Чтобы никто не обокрал и не убил, и чтобы поезд не сошел с рельсов, и чтобы самолет не упал — пожалуйста. Это же какой рай получается! Лучше волшебных миров, придуманных фантастами, — там все-таки есть злые волшебники, люди могут гибнуть — а здесь у нас в руках набор чудодейственных средств, с помощью которых можно спастись от всего и получить всё!
И тогда… зачем вообще трудиться и совершать какие-либо усилия? У тебя в руках набор безлимитных кредитных карт, знай только, какую в какой банкомат вставлять и какой код набирать, и вот тебе все на тарелочке с голубой каемочкой! Зря Остап за Корейко гонялся и комбинации выдумывал, надо было сгулу использовать, и вот тебе миллион — нет, миллиард! — нет… И детей воспитывать и учить не надо — сами вырастут, сгула ведь такая. И машинисту, и летчику не надо тренироваться и стараться выполнять работу хорошо — катастрофы в любом случае не будет. И врачу не надо усердно учиться и практиковать — операция все равно удастся, и больной точно не умрет, ведь использована сгула! А впрочем, врач вообще не нужен — никто и не заболеет: сгула! Гарантированно! Испытано и проверено!
Но может быть, надо все-таки прилагать усилия, и только тогда сгула поможет?
В таком случае получается, что она вместо Б-га. Что она — как ангелы и звезды, которым люди в прошлом приписывали независимую силу, — а это и есть идолопоклонство. Ну, или что Б-г помогает ее посредством, но Он ею повязан и обязан нам помочь, Он же обещал. И зачем тогда молиться Ему о помощи или спасении, или стараться улучшить свое поведение, чтобы заслужить благо, если сгула гарантированно сработает? Нет, многие сгулот включают в себя молитву или являются ею, но это скорее такое заклинание, волшебное слово, которое всегда помогает. Скажи «абракадабра», или «трах-тибидох», или «Г-споди-помилуй» — и все! Механически — или с чисто театральным выражением — выполни нужные действия или скажи нужные слова. И получается, что так мы можем «выбить» у Б-га все, что хотим. Что Он как отец, который обещал своим детям всегда давать все, что они только ни попросят.
Такие дети, понятное дело, станут очень избалованными. Сосунками. Пораженными тем, что в одном советском мультике было названо болезнью «дайкупиподария». И превратится их служение Б-гу — в служение себе. Не о Б-ге и созданном Им мире будут думать — какое бы сделать добро, что бы усовершенствовать — а о себе, как заполучить то, что хотим. Впрочем, от этого даже сами люди настоящее удовольствие не получат: ведь к благу, которое гарантированно и постоянно, привыкаешь и уже его не ценишь. И потеряет, казалось бы, райская жизнь, всякое удовольствие и всякий смысл.
Поэтому разумный отец, хотя и желает блага своим детям, знает, что давать все подряд — на самом деле никакое не благо. Давать можно, но только время от времени, когда решит он. Обычно — когда дети по-особому это заслужат или по какому-то случаю. Хотя можно и просто так, потому что они его дети, и он их любит, но не каждый день.
Главное — воспитать детей так, чтобы они усвоили: в жизни надо не стремиться заполучить все на халяву, а трудиться, строить и совершенствовать мир, только так они станут полноценными и хорошими людьми, и удовлетворение тоже получат более глубокое и подлинное.
Вот и Б-г, Который действительно является нашим мудрым Отцом, повелевает нам так трудиться, но там и сям Он может делать нам милость, показывая, как Он любит Своих детей, как дорог Ему Избранный народ — амсгула. Он наделил нас способностью своими действиями влиять на духовные миры — и временами, когда Он решит, это может также привести к благим последствиям для нас самих в этом мире. За добросовестную работу Начальник может выдать бонус. Но не каждый раз. И тот, кто выполняет работу исключительно ради бонусов, будет разочарован, да и в целом не будет хорошим работником и недолго останется в милости у начальства.
Возможно, к таким сгулот стоит относиться, как к своего рода лотерейным билетам — в тех лотереях, которые устраивают благотворительные организации для сбора средств. Если человек покупает такой билет исключительно ради выигрыша, то, скорее всего, не добьется своей цели. Лучше настраиваться так: эти деньги идут на благотворительность, поэтому, покупая билет, я выполняю заповедь, делаю добро. Если же повезет — то есть Б-г решит сделать мне особую милость, ведь это Он управляет лотереями — то выиграю что-то еще. Но в любом случае, я даю эти деньги на благое дело, с радостью. И, если Б-г все же решит мне что-то дать, Он и без лотереи найдет способ.
Ведь главное предназначение благ этого мира — служить нам инструментами для выполнения своей роли в служении Б-гу и совершенствовании мира. (А цель проблем и бед — служить нам испытаниями, тоже как средствами для улучшения своего характера, «барьерами» на спортивной трассе.) Поэтому те инструменты, которые нам действительно нужны, Б-г так или иначе даст. А те, что не нужны или преждевременны, и потому будут во вред, лучше и не давать. (И от испытаний преждевременно не освобождать.) Так что пускай решает Он, Ему виднее.
Это в случае сгулот, которые одновременно являются выполнением заповедей или, по крайней мере, благими делами — действиями, которые в любом случае стоит совершать.
А встречаются в том списке и действия, которые даже выполнением заповедей не являются. К ним тем более надо относиться осторожно и ни в коем случае не как к бессмысленному, но безотказному волшебству. Есть в одном хасидизме такая история: один хасид очень страдал от зубной боли и пришел к Ребе спросить совета. Тот открыл рот и показал, насколько испорчены его собственные зубы: мол, чем я могу тебе помочь? Однако когда хасид вышел от Ребе, то обнаружил, что зубы у него больше не болят. Один из знающих людей открыл ему: сгула от зубной боли — посмотреть на зубы праведника.
Если эта история подлинная (что в подобных случаях тоже стоит проверять), то, возможно, здесь заложен урок. Почему Ребе не сказал хасиду прямым текстом: посмотри на мои зубы — зубы праведника — и исцелишься? И почему, получается, сгула сработала несмотря на то, что хасид использовал ее ненамеренно, даже не понимая, что делает? Возможно, потому что только так подобного типа сгула и может работать. Ведь нет такой заповеди — смотреть в зубы праведнику, и если делать это намеренно, с целью обрести какое-то благо или спасение, то тут недалеко и до идолопоклонства — приписывания каких-то чудесных свойств праведнику и его зубам.
Нет, намеренно можно только выполнять заповеди, служить и молиться Б-гу, а Он уже решит, помочь ли, и каким именно способом. К мудрецам и раввинам стоит ходить, но как к мудрым и праведным людям, которые могут чему-то научить, дать ценный совет в области служения Б-гу, а не как к независимым от Него чудотворцам.
Аналогично, приписывание любым предметам каких-то особых чудесных свойств и сил, независимых от Б-га, тоже является идолопоклонством, и подобным образом такие предметы не могут служить истинной сгулой. В лучшем случае, они могут служить напоминанием человеку о Б-ге, как напоминает о любимом человеке его фотография и таким образом, помогает укрепить с ним связь, поддерживать огонь любви.
Молитва праведника [↑]
Праведники также могут за человека помолиться, и, в силу их заслуг, их молитва может иметь бо́льшую силу. Но и в этом случае гарантий нет. В самой Торе описано, как Моше, величайший праведник в истории, молился за право войти в Землю Израиля целых 500 раз, но, тем не менее, получил отрицательный ответ. Б-г никому ничего не должен. Молитва — благо дело, но не безотказное волшебное заклинание. Все зависит только от решения Б-га, и Он вполне может решить, что чего-то быть не должно, что оно не пойдет во благо.
Хотя встречается в Торе еще один тип отношений праведника с Б-гом:
В мишне (Таанит 3:8) описано, как Хони а-Меагель во время свирепствовавшей засухи добивался от Б-га необходимого дождя. После того, как его молитва не принесла результата, он очертил вокруг себя круг и заявил: «Владыка мира! Твои дети обратились ко мне, будто я Твой приближенный. Клянусь Твоим великим Именем, что не сдвинусь с места, пока не сжалишься над Своими детьми!» Тогда с неба начало капать. «Не так я просил, а чтобы заполнились все водоемы!» Тогда начало лить яростно, как из ведра. «И не так я просил, а благословенный дождь». И тогда пошел нормальный дождь. Узнав об этом, духовный лидер того поколения Шимон бен Шетах направил Хони послание: «Если бы ты не был Хони, я бы тебя наказал. Но что могу поделать, когда ты просишь все у Б-га, и Он исполняет твои желания, как отец, исполняющий все желания сына и балующий его. И о тебе сказано: “Да возрадуются отец твой и мать твоя, и да возликует родительница твоя”».
В этом случае, вроде бы, Б-г действительно «баловал» праведника и исполнял все его желания. Но очевидно также, что обычно так нельзя, даже праведнику; это подчеркнул Шимон бен Шетах. Но почему же Хони можно?
Возможно, в этом плане он подобен раби Ханине бен Досе, герою еще одной истории, описанной в Талмуде (Брахот 34б): когда заболел сын рабана Йоханана бен Закая, тоже духовного лидера своего поколения, он попросил учившегося у него раби Ханину бен Досу помолиться за него. Тот опустил голову между колен и помолился — и сын рабана Йоханана выздоровел. Да уж, сказал рабан Йоханан, если бы я так просто помолился с головой между колен, то не помогло бы. «Неужели твой ученик Ханина более велик, чем ты?» — спросила жена. На что рабан Йоханан ответил: «Я подобен министру, которого время от времени допускают к Царю, а он подобен слуге, который постоянно входит к Царю и обслуживает его».
Да, некоторых людей Б-г может «баловать» и выполнять любые их просьбы — но только потому, что они являются Его преданными слугами и любят Его безумно. Таких «баловством» не испортишь, они все равно будут служить Царю из любви, и думать только о том, чего хочет Он, какое добро сделать в Его мире, а не о том, какие бы блага выбить себе. Ведь и в описанных случаях они молились о других людях или обо всем обществе, но не о себе — им самим не надо было ничего, раби Ханина жил в крайней бедности (Брахот 17б). Так что и «баловство» тут не совсем обычное. Да и то — далеко не для всех людей: как очевидно из тех же историй, подобных отношений с Б-гом удостаивались воистину йехидей сгула — уникальные люди, единицы, и даже не всем гигантам тех поколений так удавалось.
Почему изменилась природа? [↑]
О таких сгулот, как, например, разные медицинские советы, упомянутые в Талмуде, мудрецы сообщают, что с тех пор человеческая природа изменилась и деградировала, и те советы сегодня уже точно не помогают.
Но если Тора действительно дана на все времена, она же не должна зависеть от изменений природы, на то она и Тора! Почему же эти сгулот перестали помогать?
То, что Тора дана на все времена, означает, что у нее есть что предложить людям каждой эпохи, средства для их воспитания и совершенствования. Людям разного возраста дают разные инструменты и задания, и медицинские рекомендации тоже разные.
Почему те советы помогали людям? Возможно, потому что люди того времени, понимая или чувствуя, как устроен духовный мир, могли также понять, каким образом, задействовав его силы, можно излечить человека от того или иного недуга. Уже ближе к нашему времени такие великие мудрецы, как Хазон Иш и Стайплер, могли давать правильные советы врачам об операциях — они чувствовали «духовную медицину». Для таких людей подобные средства — не «чудо», а часть «духовной природы», созданной Б-гом, вместе со своими законами, и для них такой же реальной, как для нас — физическая природа. Но людям, не понимающим, как это устроено, в глазах которых все это выглядит «чудом», лучше подобных средств не давать. Поэтому после того, как люди утратили свой былой уровень и понимание тех «законов природы», их физическая природа изменилась соответствующим образом, и им уже не помогают те средства, которые им теперь казались бы «волшебными».
Поэтому в наше время приходится обращаться уже к обычным врачам, лечащим в соответствии с понятным нам законам физической природы, очевидным образом созданной Б-гом и зависящей только от Него.
Будем же обращаться к Нему со всеми нашими проблемами и не забывать, что главное — служить Ему: строить и совершенствовать себя и мир, позитивно воздействовать на него в духовной и физической сфере. Если же Начальник решит также направить духовные механизмы на какое-то благо для нас самих и дать его нам в качестве «бонуса», то прекрасно. Но не следует предполагать, что эти действия всегда будут приносить нам блага и что духовные механизмы обязаны работать подобным образом. Это не так — все решает Б-г, только на Него в конечном итоге надо надеяться и воспринимать как правильные все Его решения.