Темы: Холь аМоэд, Пиркей Авот, Суббота, Праздники, Заповеди, Одежда, Радость, Синагога, Рав Яков Шуб, Община, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ совсем недавно стал молиться в синагоге и стараюсь вести себя так же, как другие молящиеся. Я уже разобрался, что в субботу и праздники одеваются более торжественно и празднично. А вот как одеваться в холь а-моэд — я так и не уловил. Обратил внимание, что многие были в такой же праздничной одежде, как в субботу, а другие — не совсем. Разъясните, пожалуйста, как нужно правильно одеваться в эти дни?
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде всего, Вы поступаете очень правильно, стараясь вести себя как другие члены общины и поступать в соответствии с обычаями, принятыми в этой синагоге. Это, безусловно, поможет Вам быстрее влиться в традиционную еврейскую жизнь и почувствовать себя полноценный членом общины. Кроме того, Вы также правильно поступаете, задавая вопросы, чтобы понять корни каждого обычая и прояснить для себя, как правильно поступать.
Теперь давайте обратимся непосредственно к Вашему вопросу: как следует одеваться в холь а-моэд?
Мишна (Пиркей Авот 3:11) говорит, что некоторые люди, у которых есть заслуги — они изучали Тору и делали добрые дела, — тем не менее не удостоятся доли в будущем мире. Одна из категорий людей, перечисленных в этой мишне, — те, кто пренебрегает святыми днями. Автор одного из основных комментариев к Мишне рав Овадья Бартанура (из Бертиноро) пишет: речь идет о людях, которые пренебрегают полупраздничными днями — днями «холь а-моэд». Он поясняет: тот, кто совершает в холь а-моэд запрещенные работы и ест и пьет по-будничному, не удостоится доли в Будущем Мире.
Распространяется ли это и на ношение будничной одежды в холь а-моэд? Ведь, как известно, существует обязанность готовить в праздник (йом тов) особые яства и надевать праздничную одежду (Шулхан Арух 529:1)?
Автор одного из основных комментариев к Шулхан Аруху Маген Авраам (530:1) приводит мнение, что в холь а-моэд следует надевать такую же праздничную одежду, как в йом тов.
В свою очередь, Хаей Адам (106:1; автор — раби Авраам Данциг) пишет, что в холь а-моэд надевают такую же одежду, как в субботу.
Поясним, что имеется в виду. Шулхан Арух (530:1) говорит, что одежда человека в праздник должна быть более нарядной, чем та, которую он носит в субботу, поскольку в йом тов есть особая заповедь — радоваться. Часть этой радости — нарядная праздничная одежда, которая поднимает настроение. Маген Авраам (529:4) говорит, что это относится и к еде, т. е. в йом тов нужно готовить более разнообразные и вкусные яства, чем в шабат, чтобы было больше радости. Поэтому слова автора «Хаей Адам» нужно понимать следующим образом: в холь а-моэд нет необходимости надевать самую праздничную одежду, как в йом тов, а можно надеть что-то менее праздничное, такую же одежду, как в субботу.
Однако Мишна Брура (530:1) пишет, что человек не должен есть, пить и одеваться так, как будто это обычные будние дни; дни холь а-моэда должны быть более праздничными по сравнению с буднями. Он поясняет: поскольку святость дней холь а-моэда ниже, чем святость йом това (ведь в холь а-моэд разрешены некоторые виды работы; а другие галахические авторитеты считают, что многие виды работы, которые мы не делаем в холь а-моэд, разрешены по Торе и запрещены только мудрецами), то и в том, что касается одежды и еды, их статус ниже чем статус йом това. Но при этом статус дней холь а-моэда выше, чем статус обычных будних дней.
Получается, мы выяснили: часть соблюдения праздничных дней и уважения к ним — это выделение их особой одеждой и яствами, т. к. это приносит человеку больше радости. Поэтому в полупраздничные дни строго по букве закона человек обязан одеваться более нарядно, чем в обычные будние дни, но не обязан одеваться так же красиво, как в субботу и праздник. Многие следуют обычаю — и в холь а-моэд надевать субботнюю или праздничную одежду.
Итак, в принципе, у еврея в гардеробе должны быть: будничная одежда, более нарядная одежда на холь а-моэд, еще более нарядная одежда на субботу и самая нарядная одежда на праздник.
Понятно, что все это — в соответствии с возможностями. Возможно даже, если человек обновляет какой-то один предмет одежды, например, рубашку или галстук, это тоже будет считаться более праздничной одеждой.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Торговля в Холь аМоэд и Йом-Тов
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Нахум Шатхин
Раввин отвечает на вопрос: какие союзы Всевышний заключил с людьми? Что обозначает радуга? Какое отношение соль имеет к вечности? С какого момента евреи отвечают друг за друга? Что будет, если не увещевать ближнего?
Рав Меир Мучник
Какую же работу нужно проделать, чтобы «вернуть сердца» отцов к сыновьям и наоборот? Пророк Элияу придет взрослым? Или родится вновь? Почему его задача — именно разрешение конфликтов? Чему он «учится» на Небесах?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Почему он не упомянут в главе Пинхас?
Рав Нахум Шатхин
Раввин отвечает на вопросы: почему в Танахе люди самого разного возраста названы юношами (наар)? Когда человек становится зрелым? Что именно означает слово «наар»? Почему народ Израиля назван «отроком»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний решил взять живым на Небеса именно пророка Элияу? За чудеса? О чем говорится в гимне «Элияу а-Нави»? Почему его поют именно на исходе субботы?
Рав Меир Мучник
Как можно бороться со злом, если его не видеть? Что надо пройти, чтобы знать: зло действительно существует? А как увидеть добро? Как бороться со злом? Обличать грешников? А как повлиять на хороших людей? Ненавидеть есть за что; а любить?