Темы: Аризаль, Зоар, Запреты, Мудрость, Моше, Гадание, Предсказание, Колдовство, Заповеди, Черты характера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХотелось бы узнать, как иудаизм относится к гаданию по руке (хиромантии). Это действительно знание или просто профанация? И нет ли в этом запретов колдовства и т.п.? Хана
Уважаемая Хана,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Иудаизм не порицает хиромантию. Более того, в каббалистической Книге Зоар[i] (гл. Итро) сказано: когда Моше отбирал судей для еврейского народа, он, кроме прочего, пользовался и хиромантией.
Конечно, Моше, обладавший мудростью чтения по ладони, пользовался не только ей. Зоар говорит: каждый раз, когда это было необходимо, Б-жественное присутствие (Шхина) пребывало с ним и открывало ему через пророчество больше, чем он мог бы увидеть, читая по лицу или по ладони.
Другие наши мудрецы также подтверждают, что ладонь человека может дать определённую информацию о нем. Так, Тур[ii] (Орах Хаим 298) говорит, что во время Авдалы[iii], когда зажигают свечу, принято смотреть на ладони, т.к. на них можно найти знак для благословления.
Рамбан[iv] также подтверждает, что хиромантия является частью мудрости Торы. Он пишет, что эти знания передавались от учителя к ученику на протяжении поколений. Однако, отмечает он, во времена гонений на евреев эта и другие подобные мудрости были в большой мере утеряны.
Известно, что знаменитый мудрец Торы и каббалист Аризаль[v] обладал такими знаниями. Так, он мог видеть по лицу человека, в чем тот согрешил. А также — через сколько перевоплощений прошла его душа и для какого именно исправления он пришел в этот мир. Тем не менее, Аризаль не предал знания о мудрости хиромантии даже своему ближайшему ученику раву Хаиму Виталю[vi].
Однако Рамбам[vii] придерживался более рационалистического подхода и полагал, что подобные практики являются ложью и обманом (комментарий к трактату Авода Зара 9:16, Лехем Мишнэ[viii], комментарий к трактату Авода Зара 11:9).
Как же это работает? Известно, что душа человека облачается в тело и ее сущность отражается в теле, особенно — в лице и руках. Изучив эти закономерности, можно распознать природу души того или иного человека.
В свете сказанного понятно, что знания в области хиромантии могут использоваться для того, чтобы определить качества человека. Например, для того, чтобы понять, подходит он на роль лидера или нет, как это делал Моше. Или для того, чтобы определить, какие недостатки души следует исправить, как это делал Аризаль.
Однако чтение по лицу и руке с целью предсказать будущее — это уже совершенно другой вопрос. Нередко это бывает связано с нарушением предписания «доверять» Творцу, как сказано (Дварим 18:13): «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим». Раши[ix] объясняет: ходи с Ним в непорочности и уповай на Него, и не старайся предугадать будущее, но всё, что произойдет с тобой, прими непорочно (бесхитростно), и тогда ты будешь с Ним и будешь Его уделом». Этот закон приводится в Шульхан Арухе[x] (Йорэ Дэа 179).
Более того, предсказание будущего по руке и т.п. — это своего рода нонсенс, с точки зрения иудаизма. Ведь известно, что каждый еврей может повлиять на свою судьбу — раскаянием, молитвой, изучением Торы и добрыми делами (рав Моше Штернбух[xi], респонс «Тшувот вэ-Анhагот» 4:196).
На основании сказанного: можно ли сделать вывод, что хиромантия запрещена по еврейскому Закону? Ответ — нет. Но будет ли польза от похода к гадалке? Маловероятно. Неужели мы с легкостью поверим, что гадалка, которая просит «позолотить ручку», обладает именно теми знаниями, которые, по Рамбану, были в большинстве своем утеряны и остаются скрытыми даже для выдающихся мудрецов Торы?
И даже если хиромантией занимается религиозный человек, не стоит спешить обращаться к нему, ведь, как известно, бывают случаи, когда, прикрываясь высокой мудростью, люди просто пытаются «заработать».
Рав Яаков Гилель[xii] описывает это явление с помощью игры слов. Он говорит, что часто такие люди не «мекубалим» — мудрецы-каббалисты, а «мекаблим» — т.е. получающие деньги.
Понятно, что естественным желанием человека является знать, что с ним будет. Однако в Торе мы находим совершенно уникальный подход к этому: во-первых, человек во многом сам является архитектором своего будущего, а, во-вторых, наше будущее находится в надежных руках — руках Всевышнего, Который, несомненно, поможет нам получить всё, что мы должны получить.
С уважением, Яков Шуб
[i] Сефер А-Зоар («Книга Сияния)» — центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги написана великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.
[ii] Раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим; Тур; ок. 5029-5103 / ок. 1269-1343, Германия — Испания) — один из величайших кодификаторов законов Торы, составитель галахического кодекса «Арбаа Турим».
[iii] Авдала — процедура отделения субботы и праздника от будних дней.
[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030 / 1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[v] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[vi] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 / 1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Аризаля, записавший его уроки.
[vii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[viii] Раби Авраам бар-Моше Ди-Ботон (Лехем Мишнэ; ок. 5305-5348 / ок. 1545-1588, Салоники) — выдающийся законовед. Автор комментария «Лехем Мишнэ» на кодекс Рамбама «Мишнэ Тора». Этот комментарий во всех классических изданиях «Мишнэ Тора» печатается рядом с основным текстом.
[ix] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[x] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим из законоучителей всех поколений.
[xi] Раби Моше Штернбух (род. 5686 / 1926, Лондон — Иерусалим) — глава раввинского суда «А-Эда а-Харедит» в Иерусалиме, специалист по еврейскому закону, глава ешивы. В прошлом был также раввином Йоханнесбурга.
[xii] Раби Яаков Гилель (род. в 5705 / 1945, Бомбей, Англия, Израиль) — известный современный каббалист, глава учреждений «Хеврат Ахават Шалом».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его