Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Погибшие евреи считаются «святыми»?

Темы: Запреты, Свобода выбора, Антисемитизм, Заповеди, История, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Прошел год с момента страшной трагедии 7 Октября. Уже год длится война. Евреев убивали, только за то, что они евреи. Считаются ли они «святыми»? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы задаете непростой вопрос. Но в первую очередь важно отметить: в иудаизме есть понятие «святой», но не стоит его путать с христианским понятием, которое обозначается тем же словом.

Кто считается святым?

На протяжении своей многовековой истории евреи постоянно подвергаются гонениям, притеснениям, нас даже пытаются уничтожить. Не раз еврейская кровь лилась рекой, миллионы евреев были уничтожены только за то, что они евреи.

Не раз евреи предпочитали умереть, но не оставить веру отцов. Считается, что те, кто отдал жизнь за то, чтобы остаться евреями, освятили этим Имя Всевышнего. И их называют кдошим — святыми. Действительно, существует заповедь освящать Имя Всевышнего, поэтому сейчас, когда в очередной раз евреи вынуждены бороться за свое существование, уместно попробовать разобрать некоторые аспекты этой заповеди.

Тора говорит (Ваикра 22:32): «И не бесчестите святого Имени Моего, дабы Я был святим среди сынов Израиля, Я, Господь, Освящающий вас». Из запрета бесчестить (осквернять) Имя Всевышнего мы учим, что нельзя нарушать Его повеления. А дополнительное предписание освящать Имя Всевышнего подразумевает обязанность пожертвовать собой ради исполнения заповедей и освящения Имени Всевышнего (комментарий Раши[i]).

Сефер а-Хинух[ii] (глава Эмор, заповедь 296) так объясняет смысл этой заповеди: человек создан для служения Всевышнему, и тот, кто не жертвует собой ради этой службы не является хорошим служителем.

Основные принципы заповеди освящения Имени Всевышнего

Талмуд (Санхедрин 74а) разбирает основные принципы этой заповеди, которые впоследствии были кодифицированы в кодексе Рамбама[iii] и в Шульхан Арухе[iv] (Йорэ Дэа 197).

Основные принципы заповеди освящения Имени следующие: когда еврея под угрозой смерти заставляют нарушить какую-либо заповедь Творца, он может нарушить заповедь ради сохранения своей жизни. Жизнь каждого еврея очень важна для Всевышнего. Об этом сказано в Торе (Ваикра 18:5): «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими; Я Господь». То есть, Всевышний дал нам Свои заповеди, чтобы мы жили ими, а не умирали за них.

Однако из этого правила есть несколько исключений:

Когда еврея под угрозой смерти заставляют нарушить запрет идолопоклонства, кровопролития или прелюбодеяния, он обязан пожертвовать собой, но не преступить эти запреты. Ришоним[v] (ранние комментаторы) объясняют: эти запреты являются самыми строгими и их нарушение приводит к осквернению Имени Всевышнего.

Кроме того, когда еврея под страхом смерти принуждают нарушить заповеди публично (в присутствии как минимум 10 евреев), он обязан пожертвовать собой, но не нарушить не только эти три самых строгих запрета, но и любые другие заповеди. Поскольку осквернение Имени в таком случае происходит публично, закон строже (кроме случаев, когда нееврей принуждает еврея нарушить заповеди ради собственной выгоды).

Еще одно исключение: если изданы специальные государственные законы, запрещающие евреям соблюдать заповеди. Тогда необходимо отдать жизнь не только ради того, чтобы не нарушить заповеди, но даже ради того, чтобы не нарушить просто еврейский обычай — и даже если это не происходит публично.

Если еврей во всех этих случаях выбирает самопожертвование ради того, чтобы не нарушить заповедь, то он освящает имя Всевышнего, показывая, что воля Творца важнее, чем его жизнь…

Смерть без возможности выбора

Как мы видим, освящение Имени Всевышнего становится возможным, когда еврей стоит перед выбором: либо нарушить заповедь, либо пожертвовать собой. Когда он СОЗНАТЕЛЬНО выбирает самопожертвование ради того, чтобы не нарушить заповедь, он освящает Имя Творца.

Такое происходило на протяжении многих столетий, когда евреев ставили перед выбором: либо умереть, либо изменить своей вере. И многие тысячи евреев предпочли, например, погибнуть на кострах инквизиции, но не изменить вере отцов. Таких людей мы называем кдошим (святыми), поскольку они удостоились освятить Имя Всевышнего…

Однако на протяжении последних столетий мы наблюдаем иную ситуацию: евреев стремятся уничтожить только потому, что они евреи. Их даже не ставят перед выбором: нарушить заповеди или оставить веру отцов. Так было во время погромов, во время Холокоста и продолжается по сей день.

Сегодня наши враги не делают различия между евреями, соблюдающими заповеди, и евреями, оставившими веру отцов. И тех, и других стремятся уничтожить одинаково. Более того, даже если еврей готов нарушить заповеди или оставить веру отцов, ему больше не предоставляют привилегии выбирать: его убивают в любом случае.

Здесь возникает естественный вопрос: каков статус еврея, убитого за то, что он еврей, если он не пожертвовал жизнью сознательно? Являются ли такие евреи кдошим, погибшими ради освящения Имени Всевышнего?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций из Талмуда, которые могут нам помочь.

Чьи грехи искупает смерть

Сказано в Тегилим (79:1-2): Псалом Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Йерушалаим в руины; Отдали трупы рабов Твоих на съедение птицам небесным, плоть благочестивых Твоих — зверям земным; Раши в комментариях на Тегилим объясняет, что даже люди, которые нарушали заповеди называются благочестивыми, после того, как были убитыми нееврями.

На основе этого Талмуд (Санхедрин 47а) указывает на различие между «статусом» еврея, который был приговорен к смертной казни еврейским судом, и «статусом» еврея, убитого неевреями. Вина преступника, казненного по приговору еврейского суда, не искупается его смертью полностью. А грехи еврея, убитого неевреями, искупаются полностью, т.к. он не был приговорен к смерти в соответствии с еврейским Законом.

Это различие выражается и в законах об их похоронах. Тех, кто был казнен по приговору еврейского суда, изначально хоронили отдельно, не там, где похоронены их родственники. И лишь после того, как тело разложилось, останки можно было перенести в семейное захоронение (Рамбам, Законы Санхедрина 14:9). А тех, кто был убит нееврями, изначально можно было хоронить в семейном захоронении.

Это различие выражается и в законах траура. В Шульхан Арухе (Йорэ Дэа 340:5) сказано: не соблюдают траура по еврею, который оставил веру отцов. Но если он был убит неевреями, то траур по нему соблюдают: поскольку он не был казнен по еврейскому закону, смерть искупает его грехи (ТАЗ[vi] 340:3). Таков же закон и в отношении чтения поминальной молитвы — Кадиш («Хохмат Адам»[vii] 171:12).

Итак, мы видим, что даже грехи еврея, который перестал соблюдать заповеди и отошел от веры отцов, полностью искупаются, если он был убит неевреями. Однако это еще не значит, что он получает статус святого, погибшего при освящении Имени Всевышнего.

Те, кто отдал жизнь за евреев

Талмуд (Бава Батра 10 б) говорит: есть категория людей, убитых неевреями, с которыми никто не сможет встать вровень в Будущем мире. Талмуд рассказывает о двух братьях-евреях из города Луд. Дочь тамошнего наместника Турьянуса была найдена мертвой. Турьянус решил, что единственные, кто мог совершить такое преступление, это — евреи, и приказал уничтожить тамошнее еврейское население. Два брата — Лульянус и Папус — взяли вину на себя и сказали, что это они убили дочь наместника. Братья были казнены, а еврейская община спасена.

Таким образом, те, кто жертвует жизнью ради спасения евреев, также имеют особый статус. Это, возможно, относится к солдатам Армии Обороны Израиля, которые гибнут в бою, защищая евреев.

Рассказывают, что Рав Шломо-Залман Ойербах[viii] говорил ученикам своей ешивы «Коль Тора» (она находится в районе Байт ва-Ган, недалеко от военного кладбища на Горе Герцля), что если они хотят молиться на могилах праведников, то им не надо никуда ехать и отрываться от учебы. «Могилы праведников находятся прямо напротив нашей ешивы».

Но и в данном случае речь идет о евреях, которые пожертвовали своей жизнью осознанно, и этого недостаточно, чтобы определить статус тех евреев, которые были убиты без права на выбор.

Благословение на выполнение заповеди освящения Имени

В Талмуде мы не находим специального благословения на выполнение заповеди освящения Имени, но у ришоним сказано, что перед освящением Имени Всевышнего надо произнести благословение (Риканати[ix], Псаким 70).

ШЛО[x] приводит текст этого благословения: «Благословен Господь… Освятивший нас Своими заповедями и Повелевший нам освящать Имя Всевышнего прилюдно».

В законах цдаки (благотворительности) разбирается вопрос о том, почему нет особого благословения, которое произносили перед тем, как дать пожертвование. Об этом мы уже говорили на сайте. Одно из приведенных там объяснений следующее: выполнение этой заповеди зависит от других людей. Т.е. может быть так, что человек произнесет благословение перед тем, как дать пожертвование, а нуждающийся в последний момент откажется его принять (Рашбо[xi], респонс 18).

Но ведь подобный вопрос правомерно задать и о благословении на заповедь освящения Имени: может быть так, что человек произнесет благословение, а в последний момент его жизнь будет спасена? Ответ следующий: на самом деле благословение произносится не на смерть ради освящения Имени, а на саму готовность отдать жизнь, освящая Имя Всевышнего («Сиях Садэ», из ответов рава Хаима Каневского[xii]).

Авраам бен-Авраам

В еврейской истории известны случаи, когда это благословение произносили на практике. Так, Авраам бен-Авраам, граф Потоцкий, который тайно прошел гиюр (принял еврейство), когда это раскрылось, был сожжен католическими священниками в Вильно. Очевидцы рассказывают, что перед сожжением он произнес благословение на освящение Имени. Его прах был захоронен рядом с могилой Виленского Гаона, близким учеником которого он был.

Здесь также речь идет о случае, когда еврей сознательно пожертвовал своей жизнью, но не отказался от своего еврейства.

Гетто Ковно

Рав Эфраим Ошри в своем сборнике ответов на вопросы, заданные узниками Ковенского гетто[xiii], рассказывает: во время одной из акций в гетто, когда было очевидно, что над евреями нависла угроза уничтожения, один из евреев задал ему вопрос, как правильно произносить благословение на освящение Имени Всевышнего. (От самого этого вопроса, как и от многих других, приведенных в этом сборнике, — мороз по коже… Это то, что интересует людей перед смертью? Величие духа…)

Рав Ошри ответил: он слышал, как рав Эльхонон Вассерман[xiv] сказал своему сыну, что перед смертью надо произнести благословение так, как оно приводится у ШЛО. Он пишет также, передавая слова внука Хофец Хаима[xv], рава Йеошуа Левинсона[xvi], что во время Первой мировой войны, когда были погромы Петлюры и других бандитов, Хофец Хаим говорил: следует произносить благословение на освящение Имени Всевышнего.

Еврейский народ «не ошибается»

Как мы видим, эти раввины рассматривали ситуацию, когда евреев убивали только потому, что они евреи, не предоставляя им выбора: освятить или не освятить Имя Всевышнего. И считали, что и в такой ситуации следует произносить благословение.

Отметим: не все согласны, что тех, кто погиб не по собственному выбору, можно считать освятившими Имя Всевышнего. Однако в еврейском народе часто называют тех, кто погиб во время Холокоста или во время погромов, преследований и т.д., кдошим — погибшими за освящение Имени. И это — независимо от степени их религиозности и от того, что у них не было выбора. Их так называли в своих письмах Рав Исер-Залман Мельцер[xvii], Рав Шах[xviii], рав Котлер[xix], рав Элияшив[xx] и многие другие.

Талмуд неоднократно называет евреев «потомками пророков», имея в виду следующее: если какая-то традиция укоренилась в еврейском народе, то, по всей видимости, так и должно быть, даже если мы не всегда точно знаем ее объяснение. Иными словами, еврейский народ «не ошибается».

Ненависть к народу, несущему Имя Творца

Но как же всё-таки можно это объяснить? Возможно, сказать следующее: Рамбам в своем Послании йеменским евреям[xxi] пишет: в тот момент, когда евреям была дарована Тора на горе Синай, спустилась в мир и ненависть к еврейскому народу.

И эта ненависть является источником всех погромов, притеснений и гонений на евреев. Иными словами: с одной стороны, когда души всех евреев, находясь у горы Синай, выразили готовность принять Тору, они выбрали и реальность, в которой ненависть к евреям — часть их жизни. Каждый еврей живет, осознавая, что в какой-то момент его могут убить за то, что он еврей.

Причем эта ненависть не ограничена рамками религии. Антисемитизм процветал в бывшем Советском Союзе, даже когда абсолютное большинство евреев не соблюдали мицвот (заповеди, данные евреям). А Гитлер уничтожал даже евреев, принявших христианство.

С другой стороны, ненависть к евреям на самом деле направлена против Единого Творца. Просто у ненавистников нет возможности как-то «задеть» Всевышнего, поэтому они ведут постоянную войну против народа, избранного Им. Как сказано в Тэилим (Псалмах, 44:23): «Ведь из-за Тебя убивают нас весь день (всегда), считают нас овцами для заклания».

Существует множество народов, которые считают себя избранными. Так, японцы считают себя избранными, поскольку они первыми видят Солнце. Англичане тоже считают себя избранными, поскольку над Британской империей в пору ее расцвета никогда не заходило Солнце. Избранными считают себя также китайцы и многие другие народы. Но вот удивительно: никто не собирается их за это уничтожать. А вот с евреями всё иначе. Наверное, потому, что они на самом деле избранный народ.

Но почему же уничтожение представителей «избранного» народа считается освящением Имени Всевышнего? Скорее, наоборот, в этом можно увидеть осквернение Имени? На самом деле освящение имени Всевышнего заключается в том, что ненавистники признают: есть народ, который несет на себе Имя Творца, — и это причина их ненависти.

Когда евреев уничтожают, не давая им права выбора, когда уничтожают даже тех, кто не соблюдают заповеди Творца, — именно это показывает глубину связи еврейского народа с Творцом. Показывают, что наша связь гораздо выше и глубже, чем наша возможность выбора.

Единство еврейского народа

Слонимский Ребе[xxii] дает глубокое объяснение: почему евреи, погибшие не по своему выбору, всё-таки освящают своей гибелью Имя Вс-вышнего. Известно: когда мы читаем основную еврейскую молитву «Шма Исраэль», произнося слова: «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею…» (Дварим 6:5), нужно подразумевать: даже в случае, когда за это надо будет отдать свою душу… Таким образом, каждый еврей произнося эти слова, выражает готовность отдать жизнь за освящение Имени.

Как известно, все евреи являются единым «организмом». Поэтому, когда одни евреи выражают готовность пожертвовать жизнью ради освящения Имени, даже если фактически погибают другие, не получившие права выбора, готовность первых «засчитывается» и вторым, погибшим. Таким образом, каждый еврей, которого убивают за то, что он еврей, — погибает за освящение Имени. Даже если он не имел такого намерения, ему — в силу единства еврейского народа — засчитывается готовность других евреев освятить Имя Всевышнего.

Эра Возмездия

В Книге Зоар[xxiii] сказано, что кровь каждого еврея, убитого за то, что он еврей, помещается на специальном пурпурном плаще Творца. И когда придет время расплаты, Всевышний наденет это плащ и рассчитается с врагами за всё. Ни одна капля еврейской крови не останется неотомщенной. Как сказано (Тэилим 9:13): «Ибо (Господь), взыскивающий за кровь, вспомнил их, не забыл вопля смиренных».

Мидраш (Ялкут Шимони[xxiv] к Тэилим 9) рассказывает: прежде, чем воздать врагам по заслугам, Всевышний спросит: «За что вы убивали евреев?» Те ответят Ему: «Мы не убивали…» Тогда Всевышний достанет Свой плащ с еврейской кровью — и начнется эра возмездия.

Возникает очевидный вопрос. Человек может обманывать других, может обманывать себя, но неужели эти преступники действительно будут пытаться обмануть Всевышнего, утверждая, что не убивали евреев? Ведь Ему известно всё, Его невозможно обмануть.

На самом деле обман, о котором здесь говорится, не в отрицании того, что они убивали. Они будут отрицать, что убивали евреев за то, что те — народ Всевышнего. Убийцы станут утверждать: мы убивали евреев за то, что они слишком богатые или слишком бедные, слишком правые или слишком левые, слишком либеральные или слишком консервативные, захватили власть или не участвуют в жизни государства, захватили земли, ну и многие другие отговорки. Лишь бы не признавать, что они убивали евреев как детей Творца. И это то, что покажет им Всевышний прежде, чем начнется возмездие.

Поэтому независимо от того, когда был убит еврей — во время Крестовых походов или во время погромов, во время Холокоста или при нападении террористов, — причина всегда одна: евреи несут на себя Имя Всевышнего в этом мире. И погибая за то, что они евреи, они освящают Имя Всевышнего.

Да отомстит Всевышний в скором времени за пролитую кровь Своих детей.

С уважением, Яков Шуб


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Сефер а-Хинух, «Книга Воспитания» — свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Заповеди расположены в порядке недельных разделов Торы, параллельно приводятся законы, принятые мудрецами на основании этих заповедей. Книга издана анонимно, из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Многие ученые на основании анализа текста предполагают, что труд составлен известным сефардским мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.

[iii] «Яд Хазака» или «Мишнэ Тора» — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, составленный Рамбамом (раби Моше бар-Маймоном, Маймонидом, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейским мыслителем и законоучителем. Труд «Мишне Тора» состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.

[iv] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).

[v]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[vi] Раби Давид бар-Шмуэль а-Леви (ТАЗ; 5346-5427 / 1586-1667, Украина, Польша, Моравия) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения, автор книги Турэй Захав, сокращенно ТАЗ, — комментария к Шульхан Аруху.

[vii] Раби Авраам бен-Йехиэль Данциг (5508-5581 / 1748-1820, Польша, Чехия, Литва) — автор галахических трудов «Хаей Адам», «Хохмат Адам» и «Бинат Адам», ученик и родственник Виленского Гаона.

[viii] Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 / 1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров прошлого поколения.

[ix] Раби Менахем бар-Биньямин Риканати (умер ок. 5050 / 1290, Италия) — выдающийся законоучитель и каббалист.

[x] ШЛА а-Кадош — раби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц (ок. 5325-5390 / ок.1565-1630, Богемия — Польша — Германия — Эрец-Исраэль), один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и каббалист; автор книги «Шней Лухот а-Брит» («Две Скрижали Завета»), сокращенно — ШЛА.

[xi] Раби Шломо бар-Авраам Адерет (Рашба; 4995-5070 /1235-1310) — выдающийся комментатор Талмуда, глава поколения мудрецов Испании.

[xii] Рав Хаим Каневский (1928-2022, Белоруссия — Эрец-Исраэль) — мудрец Торы, духовный лидер нашего поколения и выдающийся законоучитель.

[xiii] «Шеэлот у-тшувот ми-маамаким» — «Вопросы и ответы из глубин», 2:4.

[xiv] Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 / 1875-1941, Литва, Белоруссия, Польша) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. Он погиб со своими учениками в Ковенском гетто. По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, по пути в Девятый форт Ковенской крепости, где проводились массовые «ликвидации», рав Вассерман разъяснял евреям, которых вели на казнь, смысл и значение заповеди кидуш а-Шем — освящения Имени Б-га. «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать. Мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах». Он говорил мягким, спокойным голосом, как на уроке в ешиве, — ни в его походке, ни в выражении лица не было заметно никаких изменений. Перед самым расстрелом рав Вассерман произнес: «Пойдемте с высоко поднятой головой!… Мы сейчас выполняем самую великую заповедь — кидуш а-Шем. Он обратил особое внимание своих спутников на то, чтобы в этот момент выполнения последней заповеди у них “не было, не дай Б-г, никаких посторонних мыслей, делающих жертвоприношение непригодным”.

[xv] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хофец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

[xvi] Раби Йеошуа-Лейб Левинсон (6559-5704 / 1890-1944, Белоруссия, Литва) — машгиах (наставник, инспектор) ешивы в Радине. Он также был в Ковенском гетто (квартал Слободка), затем был переведен в Дахау и там погиб, освящая Имя Творца.

[xvii] Раби Исер-Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953, Белоруссия, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, председатель Моэцет Гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) Агудат Исраэль, один из духовных лидеров поколения.

[xviii] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок.5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, председателя Моэцет ГдолейТора — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Он возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию “Хинух ацмаи”, занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы. Духовный лидер своего поколения.

[xix] Раби Аарон Котлер (5652-5723 / 1892-1962, Польша, США) — глава Клецкой ешивы в Польше, основатель и глава Лейквудской ешивы в США, председатель Моэцет гдолей Тора, стоящего во главе американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Один из духовных лидеров поколения.

[xx] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.

[xxi] См. “Послание в Йемен, или Врата надежды”.

[xxii] Раби Авраам бар Ицхак-Матитьяу Вайнберг из Слонима (5564-5644 /1804-1883, Белоруссия) — основатель слонимского хасидского “двора”. Прославился как бааль мофет (чудотворец) — множество людей приходило к нему за благословением и исцелением.

[xxiii] Сефер а-Зоар (“Книга Сияния”) — центральный труд по Каббале, сокровенному учению иудаизма. Согласно еврейской Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом эпохи Мишны раби Шимоном бар-Йохаем.

[xxiv] Ялкут Шимони — сборник агадот (сказаний), составленный в 13 веке в Германии и ссылающийся на несохранившиеся источники.

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше