Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как в Торе указывается возраст?

Темы: Пятикнижие, Возраст, Хаей Сара, Числа, Сара, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Несколько недель назад мы с парой человек из общины разбирали комментарии на главу Хаей Сара. В частности, известное толкование возраста Сары: «Сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Нам стало интересно, а как возраст писался в других местах Торы. Полистав, мы обнаружили, что у всех число лет записывалось через «и» (поэтому мне до сих пор не понятно, почему у Сары такую манеру написания выделяют, а у других нет?).

Но вскоре заметили, что разница всё же есть. У допотопного поколения возраст записывается от меньшего к большему, т.е. сначала единицы, потом десятки, потом сотни. Последний раз такое написание возраста встречается в главе Лех Леха 12:4, где сказано, что Авраму при выходе из Харана было пять и семьдесят лет. А уже в 16:16 этой же главы говорится, что Авраму было восемьдесят и шесть лет при рождении Ишмаэля. То есть запись идёт от большего к меньшему (сначала сотни, потом десятки, потом единицы). Далее такая запись продолжается.

Мы, конечно, не проверили всю Тору, но все выбранные наугад места имели вышеописанный порядок написания (например, Берейшис 5:3 для допотопных и Везот Габраха 34:7 для остальной части Торы). Единственное исключение, которое лично я увидел, — это Берейшис 5:5, когда написано, что все дни Адама были девятьсот и тридцать.

Так как самостоятельно ответов мы не нашли, решил переадресовать наши вопросы вашему сайту. Итак:1. Что означает разный порядок написания возрастов? 2. Действительно ли правило таково, как я описал, или на самом деле исключений много и никакого правила нет? 3. Если всё же есть, то почему написание возраста изменяется именно в Лех Леха 16:16 (а не, например, в 17:24, когда Авраам делает обрезание)? Аарон-Исроэль

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Аарон-Исроэль!

Нэцив отмечал в своем комментарии на Тору Аамек давар, что иногда Тора ставит сначала сотни и десятки лет, а потом единицы, а иногда — наоборот. Ничего при этом случайного в Торе не может быть, однако он сам объяснил только этот момент. По словам Нэцива, Тора ставит вначале сотни в тех случаях, когда жизнь человека была богата событиями и он активно действовал и в старости, как было с Адамом, например. Такое перечисление призвано «намекнуть», что последние несколько лет жизни человека были не менее плодотворными, чем десятки (или сотни) предыдущих. В соответствии с этим, годы жизни Сары должны были перечисляться в обратном порядке, ведь Сара уже не занималась активной деятельностью в последние годы (хотя, как мы знаем, она не прекращала помогать Аврааму принимать гостей до конца жизни). Однако годы её жизни перечислены так же, как и у Адама, для того, чтобы сообщить — она обладала той же невинной красотой в 20 лет, что и в 7, и была так же праведна в 100, как в 20 (Раши). Если бы не это, годы ее жизни были бы перечислены так, как у большинства остальных.

Однако все, что писал Нэцив, касалось указания возраста, когда речь идёт о смерти человека, а не о промежуточных упоминаниях возраста при рождении детей, как у Авраама. Поэтому возможно, что в этих случаях правила, действительно, нет. В основных комментариях, во всяком случае, я его не нашел.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше