Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Природа, Заповеди, Духовность, Страх, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, не кажется ли вам, что если моральное действие является действием против желания, то наказывать за несовершение этого действия неправильно? Если несовершение морального действия против желания наказывается, то это действие является несвободным потому, что если человек сделает это действие, он сделает его из страха перед наказанием, а не потому, что это действие является правильным.
Чтобы человек сделал моральное действие против желания, нужна свобода выбора. Свобода выбора — сделать или не сделать моральное действие против желания — существует, когда нет наказания за несовершение морального действия против желания. N.
Здравствуйте, N.!
Думается, что понял Ваш вопрос, и он мне напомнил вопрос, которым я сам задавался на одном этапе жизни.
А именно: заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» — как же ее выполнять? Ведь если я уже люблю человека, то, получается, люблю сам, без заповеди. А если не люблю — насильно мил не будешь! Неужели если я его терпеть не могу, мне нужно его обнимать? Да и он в подобном случае вполне может испытывать взаимные чувства, и тогда мои усилия не помогут. Даже если как-то пересилю себя, зажму нос и обниму, в ответ еще получу пощечину!
И теперь добавим к этому Ваш вопрос: пока чувство не стало искренним, любое действие, выражающее любовь, — ложь, пустое, вынужденное…
А ответ, в конечном счете, получился такой. Конечно, никто не заставляет бросаться на шею тому, кого ненавидишь. Но и полностью пользоваться упомянутой Вами свободой выбора тоже не рекомендуется. Ведь если ненавидишь и дашь полную волю своим чувствам, это вполне может привести к плачевным последствиям — и для того человека, и для нас самих. Начнем просто с нелюбви, неисполнения предписания, но дойдем и до грехов, откровенных нарушений запретов. Станем против него интриговать, злословить о нем, а там может дойти и до побоев, а то и убийства.
Ведь такова природа человека в целом: любое желание и склонность может развиться и вырасти до такой степени, что из незначительного станет огромным, и уже оно, это желание, будет управлять человеком, а не наоборот; он сделается одержимым.
Или, если говорить конкретно о заповеди «возлюби ближнего» и механизме человеческих взаимоотношений: любой, даже, казалось бы, незначительный негатив со стороны другого человека очень часто воспринимается как враждебность и угроза, которой, значит, надо противостоять, не уступать, чтобы зло не наглело. И так получится «цикл насилия» и его эскалация: каждая сторона будет отвечать на последний выпад еще жестче, «а то по-хорошему с ним не помогло, надо проучить». За примерами далеко ходить не надо, особенно в международной политике, но она всего лишь отражает нашу природу, проявляющуюся на всех уровнях.
Да и человек в процессе, вне зависимости от исхода, ожесточится, и его душа опустится на более низкий уровень.
Поэтому Тора и повелевает любить ближнего. Это не значит сразу любить по полной, следует просто стремиться идти в ту сторону. Не в сторону ожесточения и ненависти, а наоборот. Не раздувать в себе чувства, что другой человек — такой-сякой, так меня обидел, а пытаться понять его точку зрения: огромная часть конфликтов происходит в результате банального недопонимания. Каждый человек ощущает себя «хорошим» и, чувствуя противодействие или угрозу со стороны другого, решает, что, должно быть, тот — плохой человек. А тот со своей точки зрения прав, и думает так же негативно о первом! Или еще какое-то недопонимание, тут вариантов много.
Основную идею Вы, надеюсь, поняли: заповеди Торы — это не просто упражнение, механическое выполнение каких-то действий, за которые Б-г обещал заплатить. Это воспитание. Возлюби ближнего — постарайся пойти в том направлении. Меньше негатива, больше позитива. Необязательно подходить и подавать руку по собственной инициативе, если это ощущается неестественным, но если возникает возможность помочь — сделай, это будет вдвойне ценно!
И так — с любой заповедью. Не хочется, не идет — сделаем хотя бы немного, хотя бы начнем. А там — аппетит может прийти во время еды. И тогда получим награду за весь путь, без которого не пришли бы к искреннему желанию выполнить заповедь. Но если так и не начнем, то останемся на том же месте, а то и скатимся. Отсюда и наказание — ведь в будущем мире оно духовное, не просто бичевание, а ощущение душевной неполноценности. Можно остаться с той же неполноценностью, с душевной уродливостью, а то и дальше — вниз по шкале. Если же путь в другом направлении — есть шанс на противоположный, позитивный результат.
Остается пожелать этим шансом непременно воспользоваться!
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его