Был ли обрезан Адам?21 ноября, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Был ли обрезан Адам? Было ли обрезание до Авраама? И почему данная мицва (заповедь) началась с Авраама, а не с Адама или Ноаха, или Шема? Алексей Читать дальше |
|
Почему Б-г разгневался на Билама, если Сам разрешил ему идти?31 октября, отвечает Рав Овадья Климовский Чис 22:20-22: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе. Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его». Почему Бог хотел поразить Валаама, если разрешил ему идти? Влад Читать дальше |
|
После греха Адама и Евы человеческие души изначально повреждены?30 октября, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Уважаемый рав! Мой вопрос о последствиях первого греха Евы и Адама. Б-г изгнал их из рая, обрёк на муки, труд и смерть. То же воздаяние при рождении получают их потомки, то есть их, потомков, духовные сущности изначально повреждены. Однако в своей первой молитве каждое утро каждый иудей сообщает Б-гу: «душа моя чиста». Я спрашиваю Вас: каким образом? Кто и когда очистил душу иудея от греха прародителей? И, если душа таки чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Ведь определённых указаний о бессмертии души, по-моему, в иудаизме нет. Или я ошибаюсь? Заранее благодарен за ответ. Борис Читать дальше |
|
А я пил, курил, ел, веселился в Йом-Кипур и… НИЧЕГО не произошло!11 октября, отвечает Рав Ашер Кушнир Добрый день. Ну вот, прошел Йом Кипур. Все мои многочисленные знакомые евреи, которые соблюдают, так боялись этого дня, так переживали. Им было страшно за свои грехи. А я пил, курил, ел, веселился в клубе и… НИЧЕГО не произошло! И по новостям не передавали, что была массовая смерть евреев в синагогах (а грешников туда ходит только раз в году — жуть как много). Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят. Как считаете? Oleksandr Читать дальше |
|
У меня в этом году не было серьезных прегрешений. Идти ли в Йом-Кипур в синагогу?9 октября, отвечает Рав Моше Сытин Шалом. Я не религиозный еврей, скорее светский. Скоро Йом-Кипур, день суда. Я посмотрел по своему списку и не обнаружил каких-либо серьезных прегрешений. По такому случаю ответьте, пожалуйста, нужно ли мне вообще приходить 18 сентября в синагогу? Какой в этом смысл? Либо я не совсем правильно понял толкование мудрецов. Спасибо заранее за ответ. Читать дальше |
|
Если День Искупления никогда не будет отменен, значит, грехи будут существовать всегда?9 октября, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если День Искупления — установление вечное, то о каком освобождении от йецер а-ра (дурного начала), от грехов и о каком совершенстве человека вообще можно говорить, когда Коэн Гадоль (Первосвященник) обязан ежегодно во веки веков исповедовать все грехи без исключения? Таким образом, Тора говорит о невозможности искоренения грехов и обретения совершенства? Или это прообраз, знак какого-то будущего события искупления? Ведь если не будет в будущем йецер а-ра, то и грехов не будет, и искупление за них не потребуется. А, значит, и установление не должно быть вечным, а только до времени? Александр Читать дальше |
|
Не могу понять назначение козла отпущения…6 октября, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Никак не могу понять назначение козла отпущения. Ведь если кровью первого козла, который по жребию был для Господа, очищалась Скиния собрания, а также очищался народ Израиля от грехов их, то для чего нужен был козел отпущения, который нес на себе грехи Израиля? Ведь первый козел своею кровью уже освобождал Израиля от грехов и преступлений. То есть, по сути, для очищения народа Израиля было достаточно крови одного козла. Тогда какие грехи нес на себе козел отпущения? Юрий Читать дальше |
|
За тяжкие грехи нет прощения?30 сентября, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте, уважаемый Рав! Можно ли вымолить прощение за грехи? Или перед тяжкими грехами прощения нет? Тяжкий грех — раздор и ссоры с родителями, очень серьёзные. Меня это очень мучает... каждый раз хочется что-то изменить, но опять все повторяется... когда опускаешься до самых низов, кажется, что шансов никаких нет и выбраться оттуда невозможно. Скажите, пожалуйста, неужели нет никакой надежды на исправление, на изменение ситуации, на помилование?? Так ведь было не всегда... но я уже давно не вижу просвета. Может, Вы мне сможете как-то помочь и что-то подсказать... Прошу прощения за беспокойство, и спасибо за внимание. Извините, что не пишу своего имени, мне не хочется представлять себя. Стыдно. Читать дальше |
|
Сначала Рош а-Шана, а потом Йом Кипур, логичнее было сделать наоборот?27 сентября, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Если элул — месяц раскаяния и подготовки к Рош Ашана — дню Суда, то почему мы не отмечаем в этом месяце Йом Кипур? Ведь получается, что мы входим в новый год со всеми прошлогодними проступками, которые стираются только через 10 дней после Рош Ашана. Разве не логичнее было бы, чтобы Всевышний сначала простил нам грехи, а только потом судил нас? Элимелех Читать дальше |
|
Кого записывают в Книгу жизни?24 сентября, отвечает Рав Яков Шуб Прочитал на вашем сайте, что в Рош а-Шана всех записывают в книги праведников, грешников, а середнячки ожидают до Йом-Кипура. Объясните: а как определяются эти люди? И в чем проблема с середнячками? Читать дальше |
|
Можно ли исправить дела ушедших предков, «приняв» на себя их грехи и раскаявшись?22 сентября, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, есть ли возможность исправить дела предков, ушедших в вечность, путем раскаяния, приняв на себя «как бы» их грехи, как будто это мой собственный грех, осознав их полноту по возможности сил своих и испытав горечь за то, что имело место быть в их жизни? И попросить Б-га стереть эти дела так, будто их и не было никогда? Спасибо за вашу работу и сайт, моя жизнь и я изменились до полной неузнаваемости, а самое главное — я верю, что мой путь только начался, с помощью благословенного Творца Вселенной, Истинного Б-га и Единственного. Илья Читать дальше |
|
Почему так тяжело сделать тшуву?19 сентября, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста. На уроках нам среди прочего рассказали, что в месяце Элуль надо делать тшуву. Но ведь это так тяжело. Я далеко не праведник, и в жизни натворил много глупостей, которые висят на мне, как камень на шее. Как теперь все это стереть? Мне не верится, что я смогу когда-либо исправится. Заранее благодарен, Л. Читать дальше |
|
Зачем Б-г создал цинизм?17 сентября, отвечает Рав Моше Аксельрод |
|
Недостатки, которые видим в других, — зеркало наших недостатков?16 сентября, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте. Много раз слышала, что недостатки, которые мы видим в других людях, — это зеркало, указывающее на наши недостатки. Конечно, при желании человек всегда может найти, где он несовершенен, в любой области. Например, если кто-то живет с очень вспыльчивым человеком, — значит ли это, что при своем спокойном характере ему всё равно нужно убрать все до последней крупинки гнева и тогда зеркало перестанет злиться? Или же, как и в зеркале, правое — это левое, а левое — это правое? Т.е. ущербность, причем адекватно соразмерную, нужно искать в связанном, но противоположном качестве? (Например, ложь, о которой сказано, что «тот, кто смотрит в глаза лгуна, злится», а также «неправду говорят тому, кому правду говорить боятся»)? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Гордость — всегда грех?20 августа, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый Рав! Гордость, конечно, отрицательное качество и грех. В книге Мишлей говорится: «Страх пред Господом — ненавидеть зло: гордость и высокомерие, и путь зла, и извращенные уста я ненавижу» (Мишлей 8:13). Но как это согласовать со словами пророка Ирмеягу: «Так сказал Господь: да не хвалится (гордится) мудрец мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что он постигает и познаёт Меня, что Я — Господь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне…» (Ирмеягу 9:22, 23). Получается, есть допустимая гордость? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Почему Всевышний не простил Моше?18 августа, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Читаю сейчас Дварим 4:21. Почему Всевышний не простил Моше? Мне это кажется несправедливым. Я понимаю: кому больше вверено, с того и спрос больше, но почему нельзя было простить его? Тем более он (Моше) не раз указывает, что Всевышний прогневался на него по вине еврейского народа. Лидия Читать дальше |
|
Почему среди евреев в 16-17 веках распространился аскетизм, граничащий с самоистязанием?24 июля, отвечает Рав Меир Мучник В книге «Семейные предания Любавичского Ребе» я прочитал, что в 16-17 веках среди евреев начало распространяться движение аскетизма, граничащего с самоистязанием. Были люди, которые считали это одним из обязательных условий служения Творцу, они сутками стояли на ногах, не приседая и не ложась, спали на голой земле, подкладывая камень под голову, залезали летом голыми в муравейник и так далее. Причем в книге я не нашел ни похвал таким людям, ни их осуждения, просто констатация факта. Как эти люди пришли к такому выводу о самоистязании, и зачем они это делали? Насколько подобное поведение соответствует Торе? Леонид Читать дальше |
|
Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм?15 июля, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм? Разве у атеиста не больше шансов найти истину, чем у человека, который утвердился в неверном и стоит в своей верности? Дина Читать дальше |
|
Почему Б-г посылает богатство тем, кто ведет предосудительный образ жизни?14 июля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Такой вопрос: почему я молюсь, прошу Б-га помочь мне с финансами, чтобы всё стало лучше (причем хороший заработок, есть связи), но когда дело доходит до «дела», то ничего не получается? Я надеваю тфилин, соблюдаю Шаббат, кашрут, каждый день читаю Тэилим (Псалмы) и использую сгулот[i], но ничего не приходит. Почему это так? Есть евреи, которые не молятся, не соблюдают ничего и даже ведут образ жизни, который по Торе является одним из самых осуждаемых, но всё же они очень богатые люди. Почему Б-г не дает такой возможности мне? Эйтан [i] Сгулот — «чудесные» средства, с помощью которых евреям можно достичь какого-либо положительного результата с неочевидными причинно-следственными связями. Читать дальше |
|
Почему выбор праведника сложнее выбора нечестивца? Ведь у праведника больше хороших черт!18 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Не понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й. Читать дальше |
|
Что значит «Дэрех эрец предшествовала Торе»?29 мая, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, рав. Объясните, пожалуйста, что означает высказывание наших мудрецов: «дэрех эрец кадма ла-Тора» — «Дэрех эрец предшествовала Торе»? Заранее спасибо. Шавуа тов у-меворах (хорошей и благословенной недели). Читать дальше |
|
В чем смысл египетского рабства?21 апреля, отвечает Рав Менахем Эпель В последних главах книги Берешит мы читаем, как Яков с сыновьями отправляется в Египет и селится там. Для того, чтобы потом ХаШем (Всевышний) вывел наших отцов из Египта в Землю Обетованную. Получается, они уходят, чтобы туда вернуться. Зачем вообще такой странный план? Они же уже были там благодаря вере Абрахама. Зачем уходить, если по плану они должны там жить? Михаэль Читать дальше |
|
Как понять, что мое раскаяние принято Всевышним?9 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Спасибо за ваш труд!!! Когда я делаю тшуву (раскаиваюсь в неправильных действиях), как мне понять, что это принято Вс-вышним? Должны быть какие-то чувства, эмоции, ощущения?.. Или осознание собственной неправоты, просьба о прощении и обещание не делать того, за что прошу простить, — достаточное «условие» для того, чтобы Вс-вышний принял «решение» о моем прощении? Спасибо большое!!! N. Читать дальше |
|
Не могу разобраться с темой прощения в молитве «Шма»4 апреля, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом. Скажите, пожалуйста, почему в Криат Шма (при чтении молитвы Шма) мы говорим «да не будет никто наказан из-за меня», в то время как в Тэилим (Псалмах) и молитве Амида, как и в Торе, мы неоднократно встречаем пожелания о воздаянии и наказании (врагов)? Не могу разобраться с темой прощения. Кого прощаем, кого нет, как просить о справедливом суде и просить ли? Дина Читать дальше |
|
Мог ли Мордехай поклониться Аману и не подвергать опасности свой народ?19 марта, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу задать вопрос по Мегилат Эстер (Свитку Эстер). Вся история началась с того, что Мордехай отказался поклониться Аману, тот обиделся — и понеслось... Заканчивается же история тем, что Эстер таки да поклонилась Ахашверошу и беды евреев на этом прекратились. Так что же с этими поклонами? Можно или нельзя? Если можно — почему Мордехай отказался и тем самым навлёк беды на свой народ и сам чуть не погиб? Если нельзя — почему Эстер поклонилась и беды прекратились? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Если мне что-то нужно, надо настойчиво молиться?12 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Я всегда думала, что когда мне нужно что-то, то я должна настойчиво и многократно просить об этом Б-га. Сегодня послушала лекцию одного рава про то, что это грех, т.к. это унижает Б-га, ведь Он не наш должник. Т.е. получается, что нужно один раз попросить Б-га и больше не возвращаться к этому? N. Читать дальше |
|
Как исправить то, что натворил в прошлой жизни, если я этого не помню?5 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Назовем его «Преступление и наказание». Когда человек в этом мире совершает какой-то поступок, после которого его мучает совесть всю жизнь, он мучается и, может быть, исправляется. В любом случае он получает какое-то наказание и осознает его. Но при переселении душ получается парадокс. Я живу в этом мире сейчас и не знаю, что я там натворил в прошлой жизни. Что мне исправлять, я не знаю. Может быть, моя душа и не жила в прошлой жизни. Понятно, что можно предположить, что мне исправлять, проанализировав свое здоровье и врожденные наклонности. Но если человек здоров, наслаждается жизнью и думает: «Зачем мне что-то исправлять и утруждаться, ведь в следующей жизни я не буду ничего помнить, что было в этой жизни»? Получается, что наказание в следующей жизни это — как животное наказывать на следующий день после случившегося. Оно не поймет. Только озлобится. Алексей Читать дальше |
|
Где граница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку?23 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Подхалимаж, как и лицемерие, — грех. Но где разница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку? Ведь это тонкая грань! Сказать человеку в культурной форме, не обидеть его — и в то же время не впасть в подхалимаж или лицемерие. Говорить всё в открытую, как говорят, «резать правду-матку» не будет лицемерием и подхалимажем, но ведь это может быть некультурной речью и, мне кажется, может быть, это уже будет злословием, что тоже грех? Как вы считаете? Как не уйти из одной крайности (подхалимаж) в другую (злословие)? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Существует ли судьба?2 января, отвечает Рав Моше Аксельрод Добрый день, хочу задать вам пару вопросов. Я по своей глупости пошёл к гадалке. Просто подошел к такому жизненному этапу, когда все мои надежды и планы рухнули. Я знаю, что это грех, и больше так не буду. К самим вопросам: 1. Есть ли судьба? И если есть, то насколько мы может влиять на неё? 2. Когда в книге «Бытие» Аврааму нужно было принести Исаака в жертву, разве это нас не учит тому, что у него была свобода выбора и Бог хотел увидеть, как он поступит? Разве эта история не отрицает судьбу? 3. Гадалка мне сказала, что моему отцу сделали порчу и это перешло на меня, говорит, нужно ездить по монастырям вымаливать. Насколько такое возможно? И что мне делать в этой ситуации? 4. Она сказала, что моя жена будет младше меня, а я хочу жениться на одной женщине постарше. Всё, что я буду делать, приведет меня к женщине младше? Или это только от меня зависит? Это скорее относится к первому вопросу. Спасибо большое! N. Читать дальше |
|
Царь Шауль был отрицательной личностью?4 декабря 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Квод hаРав (уважаемый раввин), Шалом! В Иерусалиме и не только в нём есть улицы, названные в честь царя Шауля. Но ведь царь Шауль был совершенно отрицательной личностью. Он был вынужденной мерой для Исраэля как царь. Он был патологическим параноиком. Он постоянно желал смерти Давиду и охотился за ним. Он повелел убить 80 коэнов. Б-г через Шмуэля отобрал у него царство. Он обратился за помощью к Эйн-Дорской колдунье. Как можно в честь такого человека называть улицы в городах? Тода (спасибо). Марк Читать дальше |
|
Нарушить постановление мудрецов страшнее, чем нарушить заповедь Торы?7 ноября 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Шалом, квод а-рав (уважаемый раввин)! В книге «Орхот Цадиким», в главе «Врата Раскаяния» написано, что нарушение постановлений мудрецов карается более тяжко, чем нарушение заповеди Торы, а именно смертью. Почему? Хахамим (мудрецы) — это люди, а заповедь Торы дана непосредственно Вс-вышним. Тода (спасибо). Марк Читать дальше |
|
Все погибшие и так должны были умереть из-за своих грехов?17 октября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Все мы скорбим о многочисленных жертвах ужасного нападения. Хотелось бы уточнить один момент, вокруг которого у нас начался спор с гостями. Все погибшие люди и так должны были умереть по какой-либо причине из-за своих грехов? Или возможно, что погибли и невинные люди? N. Читать дальше |
|
За какие грехи приходит война?9 октября 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины! Подскажите, за какие грехи к народу, нации, семье, к конкретному человеку приходит война? Спасибо. Марина Читать дальше |
|
Стараюсь работать над своими качествами, но так тяжело извиняться перед людьми…18 сентября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Приближается Рош а-Шана и Йом-Кипур. Очень стараюсь работать над собой и над своими качествами. Уже многое исправил, но есть несколько людей, с которыми у меня не очень складываются отношения. Я понимаю, что это из-за моего вспыльчивого характера и надо извиниться перед ними, но ведь это так тяжело… Что можете мне посоветовать? Заранее благодарю, Ицхак Читать дальше |
|
Слышал, что некоторые грехи не искупаются полностью раскаянием, а только страданиями…12 сентября 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Слышал, что некоторые грехи не искупаются полностью раскаянием, а только страданиями. Можно ли их (страданий) каким-то образом избежать? Н. Читать дальше |
|
Если раскаяние стирает грех, зачем нужно еще что-то исправлять?31 августа 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, помогите разобраться. 1.Что из себя представляет тикун (исправление) на какой-нибудь грех, и для чего он нужен? 2. Есть опция — тшува (раскаяние), которая стирает этот самый грех, и зачем тогда нужно что-то исправлять (да и что вообще исправлять), если человек сделал тшуву? И. Читать дальше |
|
Какие последствия греха?27 августа 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Мир вам. Всё же хотелось бы узнать подробнее о последствиях греха. Совершающий грех вредит своей душе, и Всевышний скрывает от него Свой лик. Человек реально ценит, например, своё зрение, здоровье, близких, благополучие и т.п. Зачем человеку душа и видеть «лик Всевышнего»? Извиняюсь, если мой вопрос сформулирован грубо. Рафик Читать дальше |
|
Существует ли обязанность раскаяться, если нарушил Закон?24 августа 2023 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Существует ли обязанность совершать «тшуву»? Читать дальше |
|
Секрет убийства царя Шауля. Он был убит за то, что обратился к гадалке?18 августа 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом-шалом! В Диврэй а-Йамим 10:13-14 сказано, что царь Шауль был убит за то, что обратился к гадалке с вопросом, а не взыскал Творца. Но ведь Шауль всячески искал этот ответ именно от Творца и всеми доступными Ему способами искал Его воли в данном вопросе? Читать дальше |
|
У Адама и Хавы была одна душа на двоих?16 августа 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый Рав! «…Как указывают знатоки Каббалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре» (Седер а-Дорот; Оцар ишей а-Танах, Адам)… Как же мы читаем в комментариях, что после сотворения Адама в двух лицах, мужчиной и женщиной, Творец, благословен Он, навёл на Адама глубокий сон и разделил его на 2 половинки — Адама и Хаву? Но душа у них осталась общей? В связи с этим вопрос. Если душа общая, то даже если бы Адам не отведал запретный плод, то всё равно бы понёс наказание? Душа, мысли и эмоции-то общие? И как могли они прийти в мир в Аврааме и Саре, если душа общая? Объясните, пожалуйста, и да благословит Вас Всевышний! Анатолий Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?