Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Царь Шауль был отрицательной личностью?

Темы: Запреты, Война, Грех, Шмуэль, Колдовство, Заповеди, Давид, Шауль, Депрессия, Цари Израиля

Отложить Отложено

Квод hаРав (уважаемый раввин), Шалом! В Иерусалиме и не только в нём есть улицы, названные в честь царя Шауля. Но ведь царь Шауль был совершенно отрицательной личностью. Он был вынужденной мерой для Исраэля как царь. Он был патологическим параноиком. Он постоянно желал смерти Давиду и охотился за ним. Он повелел убить 80 коэнов. Б-г через Шмуэля отобрал у него царство. Он обратился за помощью к Эйн-Дорской колдунье. Как можно в честь такого человека называть улицы в городах? Тода (спасибо). Марк

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Марк!

Я бы скорее сказал о Шауле, что он трагическая личность, но не преступник. Он был сам по себе большим человеком. Не случайно Б-г велел пророку Шмуэлю его помазать на царство.

У него была удивительная скромность. Когда его помазали на царство, он даже не сообщил семье (Шмуэль I 10:16).

Да, он совершал грехи (Диврей а-Йамим I 10:13, 14), но, как уже сказал раби Йеуда а-Леви, «велик тот, чьи грехи можно сосчитать».

Он не дождался пророка Шмуэля и сам принес жертву. Шмуэль велел ему подождать семь дней, но ситуация становилась всё опасней — и Шауль принес жертву до прихода пророка (Шмуэль I 13:8-14).

Вторая ошибка — не уничтожил Агага «и лучших овец» и т.д. (Шмуэль I 15:9). Боялся народа — т.е. у него не было решительности не считаться с мнением народа, когда есть прямой приказ Б-га. Тогда царство было передано другому, Б-г велел Шмуэлю помазать на царство Давида, пока тайно: «…ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (там же, 23). И с тех пор у Шауля был руах раа, наказание от Б-га — депрессия или мания преследования (там же, 16:14).

Уничтожение коэнов города Нова было страшным преступлением (Шмуэль I 22:6-19). Ахимелех а-Коэн и город коэнов не собирались ничего делать против царя Шауля, не вступали в заговор. И то, что он погиб на войне, было наказанием от Б-га за то, что он казнил коэнов Нова.

Но ведь он был уже болен и под воздействием руах раа считал, что жители Нова восстают против него.

Обращение к Эйн-Дорской колдунье также было преступлением.

Написано (Брахот 12): если человек совершает преступление и стыдится этого, Б-г прощает его. Талмуд замечает, что, объясняя пророку Шмуэлю, зачем он потревожил его, обратившись к колдунье, Шауль не упоминает урим и тумим. Говорит, что Б-г не отвечал ему ни через пророков, ни через сновидения, а об обращении к урим и тумим — ни слова (Шмуэль I 28:15). Талмуд говорит: Шауль стыдился упоминать урим и тумим, находившиеся на нагруднике Коэна Гадоля (Первосвященника), из-за того, что казнил коэнов Нова.

Царь Шауль прожил трагическую жизнь. Но и тогда, когда он уже страдал от руах раа, ему всё еще было присуще величие.

Так, Шаулю и его людям сообщили, что «бунтовщик» Давид находится в пустыне Маон, и они пошли, чтобы его схватить. Люди царя уже окружали Давида с его людьми, но тут к царю пришел вестник и сказал: «Иди скорее, ибо плиштим напали на страну». Шауль оставил всё, хотя Давид был уже практически окружен, и пошел сражаться за общенародное дело.

Шмуэль сообщил Шаулю, что тот погибнет в бою вместе со своими сыновьями. Сделать было ничего нельзя, война уже шла. И он идет в этот бой, не бежит, оставив армию. Это тоже мужество — не убегать от того, что должно быть. Возможно, он понимал, что это будет его искупление.

Шауль назван «бхир а-Шем» — «избранник Б-га» (Шмуэль II 21:6).

Давид, оплакивая Шауля и его сына Йонатана, сказал: «Исраэль, краса на горах твоих (пала) убитой! Как пали герои!.. Шаул и Йонатан, любимые и приятные при жизни своей, и в смерти своей неразлучны; быстрее орлов, сильнее львов они были… Как пали герои, погибла сила ратная!» (Шмуэль II 1:18-27).

В Гмаре задается вопрос (Йома 22 б): насколько уверенно может себя чувствовать человек, которому помогает Б-г, до каких пор ему не надо бояться, что Б-г его оставит? Ведь Давид совершил два преступления и не был лишен царства, а Шауль совершил одно — и был лишен царства? Из Гмары видно, что у Б-га было разное отношение к нарушениям Шауля и нарушениям Давида. Неужели Б-г взирает на лица?!

Ор а-Хаим объясняет: Б-г требует от каждого «по его возможностям», в соответствии с его натурой. Шауль был по натуре уравновешенным. А уравновешенный человек не таким большим усилием может удержаться от нарушений. Давид же был «кипящим», как сказано, «красноватым» (Шмуэль I 16:12). Такому надо намного больше работать над собой, чтобы избежать ошибок. А Б-г судит каждого соответственно его природе, его силам и возможностям.

Именно поэтому Б-г отнесся по-разному к ошибкам Шауля и ошибкам Давида.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его