Темы: Исправление, Тшува, Грех, Рав Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, помогите разобраться. 1.Что из себя представляет тикун (исправление) на какой-нибудь грех, и для чего он нужен? 2. Есть опция — тшува (раскаяние), которая стирает этот самый грех, и зачем тогда нужно что-то исправлять (да и что вообще исправлять), если человек сделал тшуву? И.
Уважаемый И.,
Тут нужно небольшое предисловие: грех это не просто факт нарушения, но определенная реальность, «нечистота», созданная человеком, совершившим грех. Эта «нечистота» впитывается в его душу и тело, «загрязняя» и огрубляя их и создавая, таким образом, преграду между человеком и Всевышним. И в зависимости от тяжести греха, от того, насколько осознанно, намеренно и многократно человек совершал его, насколько получал «удовольствие» от него душой и телом, — такое «впитывание» и отделение от Источника бывает разной степени.
Человек же, как известно, приведен в этот мир, наоборот, для исправления и очищения, чтобы стать достойным близости Творца. Потому любое нарушение, приводя к противоположному, препятствует этой главной цели и требует полного исправления.
Если, как Вы упомянули, человек раскается и осознает зло, приносимое его действиями, он приступит к ликвидации их последствий. Прежде всего, прекратит нарушать Закон (азиват а-хет), отдалится от греха, прекратит увеличивать нанесенный ущерб. Осознав, что совершённое было злом, и раскаявшись, приняв решение полностью отказаться от этого греха (харата вэ-кабала лэ-атид), он положит начало исправлению изъяна в душе — оградит себя от опасности повторить это действие. Переживание, сожаление о происшедшем (йагон) продолжит стирать последствия и очищать душу — мышление, эмоции, желания — и тело, впитавшие нечистоту дурных поступков. А когда человек признается вслух перед Всевышним в том, что он совершил, что оступился (видуй), он испытает стыд перед своим Создателем, очистит совесть, и это позволит открыть ворота, ведущие к Царю.
И Вы правы, человек, совершивший полноценное раскаяние, стирает совершённый грех. Но Вы точно выбрали слово — «стирает». Потому что это исправление похоже на стирку загрязненной одежды. И, чем въедливее пятна, тем более долгой и интенсивной должна быть стирка. Пока все не отбелится… И все же лучше было бы хранить чистоту. «Во всякое время пусть будут одежды твои белы…» (Коэлэт 9,8).
А теперь вернемся к началу Вашего вопроса. Есть в книгах «рецепты», как полностью «вывести» последствия того или иного проступка. Как, проходя все этапы раскаяния, углубить их, чтобы на человеке вообще не осталось отпечатка греха. Это то, что Вы назвали тикун. И главный принцип этого тикуна — тшуват а-мишкаль, «раскаяние противовеса»: человек принимает на себя посты, ограничения и другие очищающие действия согласно «весу» греха и тому, насколько глубоко грех «въелся».
Однако многие полагают, что людям последних поколений обычно не под силу выполнить все рекомендуемые тикуним, исправления. Так, например, чтобы очиститься от каждого нарушения, даже кажущегося несведущему человеку не очень «страшным», требуются десятки, иногда сотни дней поста. Сегодня человеку, как правило, трудно выполнить подобные требования.
Так что же делать, чтобы исправиться? Пройти все упомянутые этапы раскаяния. Максимально искренне, так, чтобы можно было сказать о раскаянии человека словами Торы (Дварим 30, 2): «И вернешься ты (дойдет твое раскаяние) к Всевышнему, Б-гу твоему и послушаешься Его голоса…» И пояснили наши мудрецы: это — раскаяние, достигающее Престола Славы, когда человек раскаялся всей душой, всем сердцем. И учиться, одновременно работая над собой, чтобы узнать и довести до понимания сердца: для чего мы здесь? Чего хотят от нас? Кто Властелин, пославший нас в мир? Кто мы? Кому обязаны за каждое дыхание и каждое мгновение, подаренные нам?! И исполнять то, что от нас требуется.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Михаэль Солганик
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его