Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сначала Рош а-Шана, а потом Йом Кипур, логичнее было сделать наоборот?

Темы: Раскаяние, Рош а-Шана, Йом Кипур, Грех, Праздники, Гематрия, Суд, Псалмы, Теилим, Искупление

Отложить Отложено

Шалом! Если элул — месяц раскаяния и подготовки к Рош Ашана — дню Суда, то почему мы не отмечаем в этом месяце Йом Кипур? Ведь получается, что мы входим в новый год со всеми прошлогодними проступками, которые стираются только через 10 дней после Рош Ашана. Разве не логичнее было бы, чтобы Всевышний сначала простил нам грехи, а только потом судил нас? Элимелех

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте, Элимелех!

Спасибо за вопрос.

Действительно, мы начинаем осенние праздники с двух торжественных дней Рош а-Шана. В эти дни Всевышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на весь следующий год. Мы ждем наступающего года с надеждой и верой в лучшее, говорим друг другу: «Лэ-шана това тикатэв вэ-тихатэм» — «Да будете вы записаны (в Книгу Жизни) на хороший год, и пусть эта запись будет скреплена печатью». Мы обязуемся приложить усилия, чтобы стать лучше, и просим Всевышнего оправдать нас на Суде, «записать нас на благополучную жизнь».

После Рош а-Шана наступают десять дней раскаяния, а затем — Йом-Кипур, день глубокого анализа своих поступков, переосмысления своего поведения и подведения итогов. День раскаяния, сожаления об ошибках и сознательных нарушениях Закона, совершенных в прошедшем году.

Каждый человек, обладающий обычной логикой, может заметить, что порядок вещей, вроде бы, должен быть обратным! Сначала нужно оглянуться назад, восстановить в памяти пройденный путь, выявить ошибки, недочеты, упущения, а также отметить удачи и продвижение. И только после подведения итогов, определив то, что нужно изменить или исправить, можно обратить взор к будущему. Ведь именно подведение итогов должно раскрыть нам основы и обозначить направления той духовной работы, которую надо совершить в новом году!

И еще. Как Вы верно заметили, поскольку Рош а-Шана — это день Суда, когда Книга живых и Книга мертвых раскрыта перед Всевышним, а Йом-Кипур — это день прощения грехов и искупления, не лучше ли было бы Всевышнему, Который желает нам, Своим творениям, только добра, сначала очистить нас, насколько это возможно, от наших прошлых грехов, а уже потом судить и вынести для нас наилучшее судебное решение? Выходит, что по логике Йом а-Кипур должен предшествовать Рош а-Шана!

Раби Исроэль Салантер отвечает на этот вопрос:

Природа человека такова, что, окунаясь в рутину повседневных хлопот, мы очень быстро отвлекаемся от высоких духовных процессов. Таких, как анализ своих поступков и покаяние, постижение того, что все скоротечно и временно, от мысли о жизни в Будущем мире. В будние дни наши переживания и интересы связаны, в основном, с предметами простыми, земными, с тем, что принято называть «текучкой». Мы заботимся о семейном обустройстве, о пропитании, о физическим здоровье. У нас хлопоты, связанные с воспитанием детей, переживания, вызванные никогда не иссякающими политическими новостями.

И, если бы мы из будней внезапно «влетели» в Йом-Кипур, то не смогли бы оторваться от всего земного настолько, чтобы пробудиться и приподняться над материальной реальностью, посмотреть на себя с более высокой перспективы и подготовить сердце к раскаянию. Ведь именно ясное понимание своего места в мире, осознание величия Творца может привести к глубокому раскаянию и цельному искуплению, реализовать великий потенциал святости Йом-Кипура.

К подъему на такой духовный уровень и готовит нас Рош а-Шана и последующие дни раскаяния. В Рош а-Шана мы не просим о прощении и искуплении, не упоминаем о грехах и даже о том, что отдаленно их напоминает. Например, мы не едим эгоз (грецкий орех), т. к. гематрия (числовое значение) этого слова соответствует гематрии слова хэт (грех). Мы посвящаем эти дни осознанию величия Всевышнего, провозглашая Его абсолютную власть над всем творением. Вспоминаем о создании мира и путях Б-жественного управления им. Трубим в шофар, что напоминает нам о даровании Торы на горе Синай.

Рош а-Шана и последующие дни раскаяния приподнимают нас над материальной реальностью, выводят на принципиально новый духовный уровень, готовя к святости Дня Искупления. Йом-Кипур после Рош а-Шана будет выглядеть иначе, чем выглядел бы Йом-Кипур до Рош а-Шана!

С начала месяца Элуль мы читаем 27-ую главу Тэилим, произнося: «(Псалом) Давида. Б-г — свет мой и спасение мое». Учат наши мудрецы: «свет мой» — это Рош а-Шана, «спасение мое» — Йом Кипур. В День Искупления наша душа очищается от греха, но начинаем мы это очищение в дни Рош а-Шана, которые освещают путь нашего искупления новым светом — светом раскаяния из любви.

Гмар хатима това (благоприятного окончательного решения Суда)!

С уважением, Зэев Урман

Материалы по теме

Накануне Йом Кипура

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза

Талмуд, Каббала и Гематрия

С. Бернфельд

Что такое числовая нумерология — Гематрия?

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Капарот — обряд искупления

Рав Бенцион Зильбер

Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя


Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше