Темы: Наказание, Раскаяние, Тшува, Грех, Милосердие, Суд, Прощение, Молитва, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Скажите, пожалуйста, почему в Криат Шма (при чтении молитвы Шма) мы говорим «да не будет никто наказан из-за меня», в то время как в Тэилим (Псалмах) и молитве Амида, как и в Торе, мы неоднократно встречаем пожелания о воздаянии и наказании (врагов)? Не могу разобраться с темой прощения. Кого прощаем, кого нет, как просить о справедливом суде и просить ли? Дина
Здравствуйте, уважаемая Дина,
Я не нашёл, где в Криат Шма упоминается[i], что Всевышний не накажет. Но в любом случае можно обсудить тему прощения и наказания.
Изначально мир был создан так, что за любым грехом сразу следовало наказание. Но Всевышний «увидел», что таким образом мир не сможет существовать, и потому добавил к аспекту Суда, с помощью которого Он «собирался» изначально руководить миром, аспект милосердия.
И теперь наказание не посылается нам сразу, поэтому у нас есть возможность исправить все свои грехи. Эта возможность называется тшува — раскаяние (букв. «возвращение»).
Рабейну Йона[ii] в книге «Врата раскаяния» пишет об этом так:
«Среди множества благ, данных Всевышним творениям Своим — людям, числим мы указанный Им путь из бездны, куда может завести (нас) наше поведение, путь обретения выхода из западни, в которую попадаем из-за своих преступлений. Как избежать падения в эту пропасть и отвести от себя гнев Всевышнего?
Всевышний научил и наставил людей возвращаться к Нему, если они согрешили пред Ним. Это также проистекает из Его доброты и справедливости, ибо Ему ведомо людское злое начало, как сказано (Тэилим 25:8): “Добр и справедлив Господь, поэтому указывает Он грешникам путь”. И, невзирая на то, что они преступили (закон) и восстали много раз, и коварнейше Ему изменили, не закрыл Всевышний пред ними врат раскаяния, как сказано (Йешая 31:6): “Вернитесь к Тому, пред Которым вы глубоко грешили”, и сказано (Ирмия 3:22): “Возвратитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу”».
Пока мы живы, у нас есть возможность измениться и получить прощение. Но после смерти наступает пора расплаты за всё, что было совершено при жизни. Как Всевышний и «задумывал» с самого начала. И сам Создатель хочет, чтобы мы вернулись, просит нас вернуться к Нему и раскаяться во всех грехах.
Просьбы о наказании грешников в Тэилим и молитвах — это или просьба спасти нас от них (в Амиде), или просьба, чтобы Он явил Славу Свою. Ведь Слава Всевышнего проявляется, среди прочего, в Его отмщении грешникам (одна из причин, по которым были посланы казни египетские).
Надеюсь, что помог Вам.
С уважением, Моше Аксельрод
[i][i] Эти слова произносят в некоторых общинах в молитве перед сном (подробнее можно посмотреть здесь).
[ii] Рабейну Йона бар-Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263; Испания, Франция) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Моше Пантелят
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?