Темы: Свобода выбора, Мировоззрение, Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Уважаемый раввин,
Живя в сегодняшнем мире, мы с большой долей уверенности говорим что человек - продукт своей среды, воспитания и образования. Статистика говорит нам совершенно однозначно, что человек, который видел или был жертвой насилия, безусловно более предрасположен это насилие повторить. Ребёнок родителей, которые курят или употребляют наркотики, более предрасположен к этим вещам, даже если со стороны родителей не было никакого прямого подстрекательства. Я могу ошибаться, но вероятность хотя и не на 100%, статистически очень велика.
С другой стороны, человек выросший в том, что средний "Русский" иммигрант понимает как цивилизованное общество, родители которого воспитали в нём любовь и уважение к человеческой жизни, статистически не склонен к насилию и убийству.
Ни в том ни в другом случа е ничего "своего", кроме того что в него вложили, этот человек не имеет.
Представим человека, который пойман и осужден за какое-нибудь жуткое преступление. Плохой ли он человек? С точки зрения общества - да, однозначно. С точки зрения Торы - он безусловно виновен (не нам судить, плохой ли он). И когда он предстанет перед Творцом - он будет судим за его преступления. Был ли у него выбор - убивать или нет? - Да и за неверность его выбора он вероятно и будет судим. НО если представить, что он сам был жертвой насилия и хотя и виновен - мы можем во всяком случае ПОНЯТь, что в какой-то степени его поступок может быть объясним. И если мы своим умом это можем понять, то что же говорить о Творце?
С другой стороны, возьмём по настоящ ему праведного человека, который пусть, не будучи религиозным, помогает бедным, сдаёт кровь больным людям, не бьёт жену и обеспечивает достойное обучение детям - опять же в своём поведении он является продуктом своего воспитания. Хороший ли это человек? Наверное, "да", и с точки зрения общества и с точки зрения Торы. (Допустим, что оба человека не евреи и 613 мицвот на них не распространяются). Но этот человек хорош потому, что его таким "сделали", так воспитали.
Итак мой вопрос: С точки зрения Иудаизма, НАСКОЛьКО хорош человек, которого "научили" быть хорошим, ибо что за труд не есть свинины, когда её нигде нет, и в то же время НАСКОЛьКО велик грех человека, согрешившего, но в то же время человека, которому с его самого рождения общество практически не дало никаких шансов?
Уважаемый J. !
Определённо, есть реальное положение человека и есть его так называемое «первичное состояние» - естественные природные наклонности, влияние родителей, влияние окружающей среды. Он находится в определённых рамках выбора и, как правило, в каждый данный момент не может ни подняться выше определённой планки, ни опуститься ниже своей нижней планки.
Допустим, ученик йешивы, определённо, не пропустит молитву, даже если у него нет настроения, это ниже его уровня выбора. С другой стороны, он не будет рыдать о разрушенном Храме в обычный день, не 9 ава, это выше его уровня выбора. В чём же его выбор? Молиться сосредоточенно или нет, учиться ещё некоторое время или побеседовать с кем-то.
Возьмём другой пример. Преступник, у которого воровать или нет уже не в рамках выбора – он этим занимается. Его выбор – убивать, если жертва сопротивляется, или нет.
И т.д.
Своими действиями в положительную сторону человек постепенно меняет свои рамки выбора и переходит на более высокий уровень. То, что раньше ему было трудно, становится привычным и лёгким, и его выбор – уже в вопросах более высокого плана. Так человек своими действиями может постепенно повышать свой уровень выбора или наоборот.
Разумеется, «претензии» Б-га за невыполнение заповедей к человеку, который родился в Иерусалиме в религиозной семье, совершенно иные, чем к еврею, который родился во Владивостоке. С другой стороны, заслуга человека, который прежде ни о чём не знал, но, узнав, стал выполнять мицвот, намного выше.
Б-г учитывает всё.
В какую точку поставить каждого человека и какими сделать его первоначальные рамки выбора – это из расчётов Творца.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте на нашем сайте: Даат Твунот
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Хаим Бурштейн
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его