Темы: Аарон, Йом-Кипур, Коэн, Грех, Храм, Искупление, Тума, Жертвоприношения, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Никак не могу понять назначение козла отпущения. Ведь если кровью первого козла, который по жребию был для Господа, очищалась Скиния собрания, а также очищался народ Израиля от грехов их, то для чего нужен был козел отпущения, который нес на себе грехи Израиля?
Ведь первый козел своею кровью уже освобождал Израиля от грехов и преступлений. То есть, по сути, для очищения народа Израиля было достаточно крови одного козла. Тогда какие грехи нес на себе козел отпущения? Юрий
Уважаемый Юрий, спасибо за вопрос!
Прощение грехов в Йом-Кипур (Судный День) — дело, по-видимому, совсем не легкое. Одним козлом не обойтись.
Надо сказать, что каждый праздник в Храме обязательно приносилась грехоочистительная жертва — «хатат». Но в Йом-Кипур таких жертв было три: телец и два козла. И это — помимо козла отпущения, который в жертву не приносился, но искупал грехи, унося их с собой в пустыню. Т. е. всего в искуплении участвовали четверо: телец Ааарона, козел, на которого выпадал жребий «Господу», козел отпущения и козел из дополнительных жертвоприношений дня — «Мусаф».
Отсюда и Ваш вопрос: что именно очищало от грехов еврейский народ?
Прочитаем внимательно, что сказано в Торе о службе Йом-Кипура. Глава Ахарэй Мот (Ваикра 16:7-22):
7. И возьмет (Аарон-первосвященник) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа в шатер собрания. 8. И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий — «Господу», и один жребий — «Азазэйлу». 9. И приведет Аарон козла, на которого выпал жребий «Господу», и назначит его очистительной жертвой. 10. А козел, на которого выпал жребий «Азазэйлу», будет поставлен живым пред Господом, чтобы искупление совершить на нем, отослать его к Азазэйлу в пустыню.
Обратим внимание: козел «Господу» служит для очищения, а «Азазэйлу» — искуплением. Неслучайно. Что это значит? Смотрим дальше.
11. И подведет Аарон тельца жертвы грехоочистительной, которая за него, и искупит себя и дом свой, и да зарежет тельца своей грехоочистительной жертвы… 14. И возьмет от крови тельца, и окропит с перста своего крышку с востока, и пред крышкою покропит семь раз кровью с перста своего. 15. И зарежет козла жертвы грехоочистительной, которая за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что сделал с кровью тельца, и покропит ею крышку и пред крышкою. 16. И искупит Святилище от нечистоты сынов Исраэля и от преступлений их во всех грехах их; так должен он совершить и над шатром собрания… 18. И выйдет он к жертвеннику, который пред Господом, и искупит его… 20. И, окончив искупление Святилища, и шатра собрания, и жертвенника, подведет он козла живого (того, что «Азазэйлу»).
Кровью козла «Господу» (и тельца, которого приносят в жертву до этого) окропляли крышку Ковчега в Святая Святых, занавес, отделяющий Святая Святых от внешней части Храма, и золотой жертвенник для воскурений. Это процедура очищения Храма.
Талмуд (начало трактата Швуот) говорит, что таким образом искупался один единственный грех: «осквернение Храма и его святынь», т. е. нахождение человека в Храме или прикосновение к мясу «святынь» (жертвоприношений) в состоянии «тума» — духовной нечистоты.
Сказано в Талмуде: «Так указала Его мудрость»: прежде чем перейти к искуплению грехов, необходимо создать для этого условия: удалить препятствие скверны, тот дух нечистоты, который попал в Святой Храм. Телец очищал Храм от тумы коаним (еврейских священников; и, по одному из мнений в Талмуде, искупал и все остальные грехи коаним), а козел «Господу» очищал Храм от тумы всего народа.
Только после такой духовной «дезинфекции» Храма возможно искупление всей массы грехов народа. Как? При помощи козла отпущения, о чем и сказано далее в Торе:
21. И возложит Аарон обе руки свои на голову козла живого, и признается над ним во всех беззакониях сынов Исраэля и во всех преступлениях их, во всех грехах их (неумышленных), и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. 22. И понесет козел на себе все беззакония их на землю, (отвесно) иссеченную (или: в страну необитаемую), и да отправит он козла в пустыню.
Итак, козел отпущения уносил с собой все грехи без исключения. От правильного выполнения законов «отпущения» этого козла и зависит основное искупление дня Йом-Кипур.
В поиске материала по этой теме я нашел друш (толкование) раби Йонатана Эйбешюца (Йаарот Дваш, 2:14), которым стоит, на мой взгляд, завершить ответ. Как говорится, что-то на десерт.
Как может быть, что козел «Господу» искупает только один грех, а его «напарник» тащит на себе все тяжкие?
Не совсем так. Что означает «осквернение Храма и его святынь»? Праведный человек, цадик — он и есть малый Храм. Ведь, как известно, Всевышний помещает Свою Шхину (Б-жественное присутствие) на праведниках. Грехи такого человека — это и есть осквернение Храма и его святынь — т. е., самого этого человека.
Для этого и нужен, говорит раби Эйбешюц, козел «Господу» — искупить все грехи праведников. Ведь об этом козле сказано (Ваикра 16: 16): И искупит Святилище от нечистоты сынов Исраэля (т. е., праведников) и от преступлений их во всех (а не одном) грехах их…
Получается, козлы-близнецы делят между собой грехи всего народа: один забирает грехи грешников, а другой — грехи праведников.
С уважением и пожеланием полного прощения грехов нам и всему народу Израиля, Нохум Желязник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Овадья Климовский
Народ подвёл своих лидеров?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Йом-Кипур
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники