Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Всевышний не простил Моше?

Темы: Грех разведчиков, Наказание, Моше, Грех, Галут, Земля Израиля, Рамбан, Гнев, Раши, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Читаю сейчас Дварим 4:21. Почему Всевышний не простил Моше? Мне это кажется несправедливым. Я понимаю: кому больше вверено, с того и спрос больше, но почему нельзя было простить его? Тем более он (Моше) не раз указывает, что Всевышний прогневался на него по вине еврейского народа. Лидия

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Лидия!

Спасибо за Ваш интересный вопрос!

Действительно, в начале главы Ваэтханан (Дварим, 3:23-25) мы читаем, как Моше молит Всевышнего разрешить ему войти в Святую Землю.

И, как Вы верно пишете, следующий стих (там же, 26) говорит, что молитва Моше осталась без ответа из-за грехов еврейского народа: «Но гневался Господь на меня из-за вас и не слушал меня». Об этом же сказано (с небольшими изменениями) выше (1:37): «Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда», и снова, ниже (4:21): «И Господь прогневался на меня из-за вас и поклялся, что не перейти мне Йардена и не вступить на землю добрую, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в наследие».

Интересно разобраться, что же здесь произошло, как и почему вступление Моше в Землю Израиля зависело от поведения народа. Обратимся к комментариям.

Многим известен комментарий Раши[i] (к стиху 3:26): «…из-за вас (народа). Вы привели к этому, как сказано (Тэилим 106:32): “И прогневили они (Господа) у вод Меривы, и пострадал Моше из-за них”».

Раши считает, что грех Моше с извлечением воды из скалы (этот грех в Традиции принято называть «Мей Мерива» — «воды раздора»), когда Всевышний поклялся, что Моше не войдет в Землю Израиля, был совершен из-за лишних, греховных жалоб народа. Т.е. если бы евреи вели себя достойно, не пришлось бы добывать для них воду чудесным образом и не сложилась бы ситуация, в которой Моше совершил ошибку.

Похожее объяснение находим у Рамбана[ii] (комментарий к стиху 1:37). Он, подобно Раши, считает, что Всевышний рассердился на Моше (и Аарона) за ошибки при извлечении воды из скалы. Рамбан пишет, что Моше и Аарон не сумели в должной мере освятить Имя Всевышнего на глазах у народа. Т.е. сомнение и ропот народа привели к необходимости освящения Имени Всевышнего и, затем, к греху Моше.

По этому объяснению получается, что Моше не вошел в Землю Израиля по собственной вине. Да, народ послужил тем «порогом», о который Моше «споткнулся», и народ тоже в какой-то мере виноват, но тем не менее роковая ошибка была совершена самим Моше. Этот его грех Всевышний не счел возможным простить.

Сфорно[iii] (в комментарии к Дварим 1:37) расширяет объяснение, которое мы привели выше. Он раскрывает глубину замысла Всевышнего.

Дело в том, что еще со времен греха разведчиков (второй год после выхода из Египта) Всевышний поклялся наказать народ. Они отказались идти в обещанную им Землю, роптали понапрасну (Бемидбар 14:3): «Жены наши и дети наши станут добычей». На что Творец ответил, что это произойдет позже с их потомками…

Поэтому Он, Благословенный, создает ситуацию, в которой Моше согрешит, — ситуацию у Мей Мерива, и лишает Моше права войти в Землю Израиля. Без руководства Моше евреи не справляются полностью с задачей освобождения этой Земли от идолопоклонников. Что создает почву для смешения евреев с другими народами, а это приводит, в конце концов, к изгнанию из Святой Земли[iv]. Так Всевышний выполняет Свою клятву согрешившему поколению. Теперь жены и дети действительно «становятся добычей», еврейский народ рассеян, растерзан и раздавлен под игом чужих народов.

Согласно Сфорно, грех Моше при Мей Мерива был вынужденным событием, которое устроил Всевышний. Открытие Сфорно в следующем: то, что Моше не войдет в Землю Израиля, было предопределено 38 лет назад — еще во время греха разведчиков. Если бы Моше туда вошел, наказание народу за его реакцию на слова разведчиков не могло бы реализоваться в полной мере.

Сфорно добавляет (в комментарии к Дварим 3:26): даже за этим жестоким наказанием кроется милосердие Всевышнего. Моше вымаливает разрешение войти, считая, что если он завоюет землю Израиля для евреев, это завоевание будет вечным и народ никогда не уйдет в галут (изгнание). Он заботится о народе. Но Всевышний гневается на Моше, поскольку уже поклялся о наказании и оно неизбежно.

Если Моше войдет туда и Земля Израиля станет вечным наследием народа, единственной расплатой за грех будет полное уничтожение народа. Поэтому Всевышний отказывает Моше — ради сохранения народа. Он, Благословенный, знает, что возможность изгнания должна служить тем «предохранителем», который позволит сохранить еврейский народ в будущем.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 / ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.

[iv]Примечание автора: эту цепочку Сфорно прослеживает в 106-й главе Тэилим, стихи 26, 27, 32-40: «(26) И поднял Он руку Свою для них (поклялся), что повергнет их в пустыне, (27) И потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам… (32) И прогневили они (Господа) у вод Меривы, и пострадал Моше из-за них, (33) Ибо возмутили они дух его и изрек он это устами своими. (34) Не уничтожили они те народы, о которых говорил им Господь, (35) И смешались они с народами и научились делам их. (36) И служили они идолам их, и стали те для них западней. (37) И приносили они в жертву бесам сыновей своих и дочерей своих. (38) И проливали они кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Кенаана, и осквернялась страна кровью. (39) И оскверняли они себя делами своими и грешили действиями своими. (40) И возгорелся гнев Господа на народ Его, и презрел Он наследие Свое».

Материалы по теме

Раши (Раби Шломо Ицхаки)

Браха Губерман

О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Проясните, пожалуйста, что такое Изгнание, Искупление, времена Машиаха?

Рав Натан Агрес

Как избежать мук времен прихода Машиаха?

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше