Темы: Грех, Фараон, Уважение, Добро и Зло, Конфликты, Лесть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Подхалимаж, как и лицемерие, — грех. Но где разница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку? Ведь это тонкая грань! Сказать человеку в культурной форме, не обидеть его — и в то же время не впасть в подхалимаж или лицемерие. Говорить всё в открытую, как говорят, «резать правду-матку» не будет лицемерием и подхалимажем, но ведь это может быть некультурной речью и, мне кажется, может быть, это уже будет злословием, что тоже грех? Как вы считаете? Как не уйти из одной крайности (подхалимаж) в другую (злословие)? С уважением, Святослав
Здравствуйте, Святослав!
Вы задаете хороший вопрос.
Действительно, некоторые считают, что не льстить и не подхалимничать — это резать правду-матку в лицо. «Называть вещи своими именами». Особенно в конфликтах, когда мы боремся за добро против зла, этому злу — то есть тому, кого мы считаем его представителем, — надо смело противостоять, в том числе и такими обличениями.
Сегодня в различных конфликтах видим это сплошь и рядом: заваливает такой «носитель добра и правды» другую сторону всеми «заслуженными» эпитетами и ярлыками… Вот только, поскольку обычно конфликт является, среди прочего, плодом взаимного недопонимания, в глазах другой стороны этот пламенный борец предстает не героическим обличителем лжи и зла, а дураком и грубияном, а то и клеветником.
Тора указывает совсем иной путь. Уважительное отношение надо проявлять не только к достойным людям своего «лагеря», но и к нечестивым противникам. Например, к фараону, от которого Моше и Аарон пришли требовать отпустить евреев. Посылая их туда, Б-г сказал: несмотря ни на что следует проявлять уважение к фараону потому, что он — царь (Раши[i] к Шмот 7:13).
Но ведь ему-то точно надо противодействовать! Как же его уважать?
Мудрецы объясняют: например, угрожая ему от имени Б-га, следует говорить не напрямую: «А то Б-г тебя поразит», а косвенно: «А то поразит Он нас мором или мечом», хотя имеется в виду сам фараон (Раши к Шмот 5:3). Аналогично, не предрекать напрямую: не «И сойдешь ты ко мне, и поклонишься мне…», а «И сойдут все рабы твои сии ко мне, и поклонятся мне…» (там же 11:8).
То есть, фараон обладает определенной «неприкосновенностью», его нельзя «трогать», «задевать» если не на практике, то по крайней мере словесно. С ним надо обращаться обходительно, как будто вокруг него есть некая «защитная оболочка», «крепостная стена». Нельзя просто так вторгаться в его пространство, нарушать покой, создавать дискомфорт, мешать жить. И даже если в какой-то мере приходится это делать, то мягко, «в шелковых перчатках», не совсем напрямую, сохраняя некоторое расстояние.
Таково в принципе определение «уважения» — вовсе не обязательно соглашаться с взглядами человека, но важно давать ему определенный «вес», статус, соблюдать почтительную дистанцию, как будто вокруг него — та самая защитная оболочка.
Теперь сможем легче провести грань между уважительным отношением и лестью, подхалимажем. Она действительно тонкая, но, представляется, достаточно четкая.
И лучше всего поймем, где она проходит, если применим здесь принцип «люби ближнего твоего — как самого себя» (Ваикра 19:18).
К самим себе мы хотим уважения? Да! А лести и подхалимажа? Ну, некоторые действительно не возражали бы, но обычно человеку такого не хочется. А почему? В чем различие между уважением и лестью?
Представляется, что это известная грань между правдой и ложью.
Почему я хочу к себе уважения? Потому что я самый-самый и хочу, чтобы все меня таковым признали? Нет, я обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Но в принципе я достаточно хороший, чтобы у меня было некоторое достоинство, и я хочу, чтобы ко мне и относились соответственно. Ведь только с людьми низшего сорта обращаются неуважительно. А я хочу, чтобы ко мне относились как к равному.
Поэтому, если со мной обращаются грубо, как будто я ниже по статусу, то закипает кровь: как вы смеете так со мной разговаривать! Нет, я не какой-то небожитель, но я человек, а не мразь, на которую можно смотреть свысока и топтать ногами!
Но хочу ли я, чтобы мне приписывали те положительные качества, которых у меня нет? Чтобы превозносили за них? Нет, не хочу — по крайней мере, если я честный человек и у меня есть совесть. И если действительно начинают приписывать и относиться соответственно, то становится неловко и неуютно, совесть не позволяет наслаждаться. Ощущаешь себя не на своем месте, самозванцем: ведь подобное отношение предназначается тому, у кого есть такие качества, а не мне.
И приходит чувство, как будто подняли на высоту, где нет опоры, и вот-вот упадем вниз. Как бы скорее слезть безопасным образом?! Дать людям понять, кто мы есть на самом деле — хорошие, но не настолько, — чтобы предотвратить весьма неприятный процесс их разочарования в нас.
Хочу ли я, чтобы со мной соглашались? Да, у каждого человека есть свои суждения по разным вопросам, с которыми он даже отождествляется, и ему приятно, когда это находит поддержку у других.
Но хочу ли я, чтобы мне поддакивали и соглашались даже тогда, когда на самом деле считают иначе? Нет, тогда это просто ложь! «Не заработано». И если чувствуем, что соглашаются из лести, то, как сказал Фома Опискин из «Села Степанчиково», «Вы все со мной согласны! Даже тошно становится».
Более того, если оказывается, что на самом деле меня не так уважают и поддерживают, как показывают, это превращается в свою противоположность — оскорбление: значит, мне не доверяют правду! Думают, я слишком слаб и тщеславен, не выдержу критики или противоположного мнения! Или откровенно манипулируют, чтобы угодить и выбить из меня что-то. Нет, уж лучше горькая правда.
Так мы относимся к себе. Уважаем себя и в то же время, если честны, обычно не приписываем себе того, чего у нас нет. Просто чувствуем, что и такие, какие есть, мы достойны некого уровня уважительного и деликатного отношения. Считаем себя в меру умными и любим, когда с нами соглашаются, и хотим этого — но чтобы согласие было именно искренним.
Вот и с другими людьми надо так. У каждого человека есть реальные достоинства, на которые можно указать, ничего не выдумывая, и за которые можно уважать. Или хотя бы статус, который сам по себе требует уважения, как у царя. С каждым можно в чем-то согласиться, в чем-то проявить солидарность, не кривя душой, без фальши.
Общаться с людьми по-честному и любезно-ровно: не унижать, но и не возвышать чрезмерно. Не оспаривать каждое слово и каждый шаг, но и не стелиться перед ними.
Тем более что, обращаясь с людьми грубо или противореча на каждом шагу, мы сами предстаем не шибко умными и культурными. Поэтому даже если не чувствуем достаточного уважения к другому человеку, хотя бы из уважения к себе следует обращаться с ним уважительно. Иначе просто уроним собственное достоинство и унизимся сами. Потому и говорит мишна в трактате Авот[ii] (4:1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает людей» (т.е. проявляет уважение к ним).
Такова, похоже, грань между уважительным отношением и лестью, и ее не так уж сложно чувствовать и вести себя соответствующе.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Нэзикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) на темы этики.
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Может быть, мой вопрос покажется странным, но всё же спрошу.
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?