Темы: Раскаяние, Тшува, Йом-Кипур, Грех, Чудеса, Чувства и разум, Связь с Творцом, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Спасибо за ваш труд!!! Когда я делаю тшуву (раскаиваюсь в неправильных действиях), как мне понять, что это принято Вс-вышним? Должны быть какие-то чувства, эмоции, ощущения?.. Или осознание собственной неправоты, просьба о прощении и обещание не делать того, за что прошу простить, — достаточное «условие» для того, чтобы Вс-вышний принял «решение» о моем прощении? Спасибо большое!!! N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете интересный вопрос. Действительно, после всех усилий — как понять, что они не напрасны?
Более того, в трактате Йома (68 б) о Йом-Кипуре (Дне искупления) сказано: в эпоху Храма в этот день на скалу подвешивалась красная лента, и, если грехи народа были искуплены, она становилась белой.
Вот тогда, значит, был способ определить, принято ли раскаяние Б-гом.
Но оттуда же можно вывести и ответ на вопрос о раскаянии в наше время. Ведь изменение цвета ленты с красного на белый — открытое чудо. Которое хорошо вписывается именно в свою эпоху — эпоху очевидности существования и присутствия Б-га, открытых чудес, которые Он посылал.
Тогда вопрос религиозности был вопросом не о существовании Б-га, а о том, следовать ли за Ним — или за одним из идолов, одной из сил, которые в те времена тоже казались могущественными.
В наше время открытых чудес обычно не бывает, в открытую Б-г Себя не проявляет. И основное наше испытание — видеть Его в том, что можно было бы назвать «совпадением обстоятельств», «законами природы» и т.д. Верить в то, что и теперь Он с нами и управляет нашей жизнью, ведет нас по ней.
К тому же задумаемся: а если красная лента не становилась белой? Тогда было очевидно, что Б-г не принял раскаяние. Ой, какой ужас, и что же делать теперь?! И какой смысл в дальнейших усилиях, если всё равно мы в «минусе»?
Люди того времени были готовы к подобному повороту событий. Не отчаивались, а принимали как посыл — что-то всё еще не так, надо исправить. Да, постарались, но недостаточно, надо еще. Или из любви к Б-гу продолжали поступать правильно вне зависимости от «практической пользы»: выберемся из «минуса» или нет.
Но сегодня мы не такие сильные. Откровенная индикация, что раскаяние не принято, с большей вероятностью ввергнет в отчаяние, а то и приведет к озлоблению: мы так старались, так было трудно — и всё зря? Да что же Б-г от нас хочет, мы же не машины и не супермены! Да и если не помогло то, что уже сделали, то помогут ли дополнительные усилия? Мы ведь и так уже устали.
Поэтому четких признаков того, принято раскаяние или нет, в наше время нет.
И переходим ко второму предложенному Вами варианту: остается осознание собственной неправоты, просьба о прощении и обещание больше не делать того, в чем раскаялись. Нет, это не свидетельство о принятии раскаяния, это само раскаяние.
Но и его самого достичь так трудно! И если мы его достигли, что тут еще можно сделать? Конечно, нет предела духовному совершенству, но если в чем-то конкретном мы исправились, это достижение! Поэтому тут должна быть задействована вера в Б-га и в Его справедливость: Он не оставит без внимания реальные усилия человека.
В любом случае, у раскаяния есть практический результат: мы стали лучше и стали более качественно выполнять заповеди. А значит, за всё их исполнение отныне получим бОльшую награду. Да и само улучшение ценно — особенно если оно было в сфере взаимоотношений с другими людьми (бейн адам лэ-хаверо).
Если в результате работы над собой мы стали добрее и в беде не бросим друга, и будем более приветливыми и готовыми помочь, это качественно изменит саму нашу жизнь, выведет на иной уровень повседневные отношения с людьми, взаимодействие с ними. Это и само по себе приятно, и явно даст нам еще больше «очков» в глазах Б-га.
Поэтому, если чувствуете подобные реальные изменения, то Вы определенно на правильном пути, и можете не волноваться о том, принял ли Б-г Вашу работу. Главное — так держать! Сначала закрепить успех и позаботиться о том, чтобы не скатиться к предыдущему уровню, а там и дальше двигаться — когда найдете в себе силы.
Желаю Вам успехов в работе над собой и реального улучшения Вашей жизни во всех ее аспектах.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Михаэль Солганик
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его