Темы: Дурное начало, Свобода выбора, Грех, Характер, Рав Эльяким Залкинд, Праведник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й.
Уважаемый Й.,
Говорят, что Хофец Хаим задавал похожий вопрос в такой форме: как понять сказанное в Трактате Сукка (52): «У каждого, кто выше ближнего, йецер а-ра сильнее, чем у ближнего»? (Т.е., у того, чей уровень выше, сильнее и стремление к дурному). Вот женщина стоит на улице, продает яблоки с лотка. Когда пробегают мимо мальчишки, она опасливо косится, следя, чтобы те на бегу не схватили яблоко. Так теперь, когда проходит мимо какой-то уважаемый человек, ей следует остерегаться значительно больше и склониться над лотком, закрывая его собой?!
Разумеется, как Вы сказали, с духовным ростом человека исправляются его свойства и поведение становится правильным, достойным. Однако в то же время понятно, что и сложность работы на более высоком уровне выше, нагрузка, требования к точности действий возрастают. Всегда на ответственном посту напряженность работы и спрос с человека выше, ведь и масштаб деятельности, и опасность разрушить — больше. Борьба с «косной» материей и силами «зла», затрудняющими продвижение к совершенству — напряженнее. Потому испытания и задачи, встающие перед человеком с его ростом, становятся сложнее. Так и Первому человеку, несмотря на его, запредельный для нас, уровень, было послано испытание, которое он мог не выдержать. И он его не выдержал.
Теперь возникает еще один вопрос: если сложность задач на более высоком уровне возрастает, где уверенность, что, поднимаясь выше, человек не упадет вновь? И, может быть, будет падать всё ниже и ниже? Ответ, который приводится в книгах: уровень, достигнутый трудом и постепенным подъемом, — прочен и непоколебим потому, что приобретён по праву. И, больше того, по достижении определенной «отметки» йецер а-ра полностью покоряется доброму началу и всё существо человека стремится только к добру и истине, только к тому, чтобы исполнить желание Творца. Теперь радость его только в этом, и никакие силы не могут его поколебать.
Первый же человек, Адам, достиг своего уровня не с помощью усилий, а был «помещен» на него при создании, поэтому его положение не было прочным, оставалась возможность оступиться. Он должен был подтвердить право на свой уровень, выдержав испытание, тогда он поднялся бы еще выше. А когда он не выдержал испытания, работа возвращения на истинный уровень Человека — создания Творца — была разделена между его потомками — частицами его души. И продолжается до сих пор.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его