Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недостатки, которые видим в других, — зеркало наших недостатков?

Темы: Исправление, Раскаяние, Тшува, Грех, Общение, Психология, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте. Много раз слышала, что недостатки, которые мы видим в других людях, — это зеркало, указывающее на наши недостатки.

Конечно, при желании человек всегда может найти, где он несовершенен, в любой области. Например, если кто-то живет с очень вспыльчивым человеком, — значит ли это, что при своем спокойном характере ему всё равно нужно убрать все до последней крупинки гнева и тогда зеркало перестанет злиться?

Или же, как и в зеркале, правое — это левое, а левое — это правое? Т.е. ущербность, причем адекватно соразмерную, нужно искать в связанном, но противоположном качестве? (Например, ложь, о которой сказано, что «тот, кто смотрит в глаза лгуна, злится», а также «неправду говорят тому, кому правду говорить боятся»)? Спасибо. N.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за Ваш вопрос!

Действительно, идея о том, что недостатки другого человека, которые я вижу, являются и моими собственными, передается в хасидских книгах от имени Бааль-Шем-Това[i]. Так, рассказывают, что как-то раз Бааль-Шем-Тов увидел, как один еврей нарушает законы субботы. Он остановился в замешательстве, пытаясь понять, почему на Небесах решили ему это показать.

После некоторого раздумья цадик[ii] вспомнил: какое-то время назад он услышал слова пренебрежения в адрес одного талмид-хахама (мудреца; а талмид-хахам, согласно Книге Зоар[iii], имеет некую мистическую связь с заповедью субботы) и не вмешался тогда, пропустил это, не возражая. Конечно, Бааль-Шем-Тов сразу раскаялся в этом грехе и исправил то, что было необходимо.

Интересно, что эта идея мелькает и в «литовских» источниках. Так, в книге «Сифтей Хаим» рав Фридлендер[iv] цитирует своего учителя рава Деслера[v] (Моадим 1, стр. 14): «Когда видит человек недостаток или грех в другом, это ему знак с Небес, что необходимо проверить свои поступки, поскольку в нем самом есть толика этого греха».

Подтверждение этому рав Деслер видел в том, что случилось с царем Давидом. После известной истории с Бат-Шевой (см. Шмуэль II, 11) к великому монарху приходит пророк Натан и рассказывает притчу о богаче, отнявшем у бедняка единственную овечку (там же, 12). Когда Давид осуждает богача, пророк говорит ему: «Ты и есть этот человек!»

Всевышний показал царю (в данном случае не через грех другого человека, а через притчу, но рав Деслер не видит в этом принципиального различия), в чем его собственная проблема. Так Провидение помогло Давиду совершить полное раскаяние и исправление.

Никто не любит замечать свои промахи и недостатки. А вот у других — сразу всё видим. Кажется, и Баль-Шем-Тов, и рав Деслер стремятся показать нам важность самоанализа, анализа своих поступков.

У наших мудрецов это называется хешбон нэфеш, дословно — «расчет души» или «духовный подсчет». Личностный рост еврея невозможен без хешбон нэфеш. Только человек, который взвешивает свои действия на весах Торы, производит оценку и учет своих поступков, сможет исправить что-то в себе.

Всевышний хочет помочь нам в деле самосовершенствования, поэтому иногда подталкивает нас в нужном направлении, показывая ошибки и недочеты другого, которые есть и у нас.

Как правильно воспринимать подобные «намеки»?

Сейчас мы подходим непосредственно к Вашему вопросу: «Как на практике использовать “зеркало недостатков”?»

Нас окружает множество людей, каждый новый день мы становимся свидетелями массы людских грехов и ошибок. Что делать со всем этим негативом? Не хватит времени даже задуматься обо всем плохом, что вокруг, не говоря уже о работе над собой по каждому пункту. Так что же делать?

Прежде всего, стоит обращать внимание, только когда «зеркало» показывает что-то из ряда вон выходящее. Вспомним ту историю, когда Баал-Шем-Тов увидел, как оскверняют субботу. Мы не знаем деталей, но можно предположить, что там речь шла не о переносе мукце[vi] по ошибке. Это было намеренное, публичное нарушение запретов Торы. Событие, которое вывело праведника из душевного равновесия, было незаурядным.

Кроме этого, кажется, что в большинстве случаев нам будет сложно сделать из увиденного практический вывод и перейти к исправлению конкретных нарушений. Такие праведники, как Бааль-Шем-Тов или царь Давид были совершенны во всех своих делах, поэтому могли искать «намеки» на тонкие недостатки в своем служения. А мы?..

В нашем поколении, когда хотим понять, над чем работать духовно, как правило, достаточно открыть комментарий «Мишна Брура»[vii] (законы) или, скажем, книгу «Шаарей Тшува»[viii] (Мусар-этика). Сразу легко обнаружим, в чем мы несовершенны, — и без того чтобы смотреть на других. Поэтому, на наш взгляд, если и делать выводы из чужих поступков, то достаточно общие. Смотреть на это как на намек-памятку приложить духовные усилия в той или иной области.

Например: если я вижу, как сосед-еврей, который не соблюдает заповеди, садится в субботу в машину (уже третий раз за субботу — что-то странное!), я не буду ломать голову, на какое мое нарушение мне намекают Свыше[ix]. Но что стоит сделать? Пожалуй, стоит повторить что-то из законов субботы, или, например, больше говорить о важности субботы за семейной субботней трапезой.

Т.е. стоит обратить внимание на заповедь субботы в целом и подумать о чем-то небольшом, что можно улучшить. Ведь в любом случае еврей всегда должен искать, в чем поднажать, только часто мы не знаем, за что взяться. А тут нам помогают Свыше определиться, это здорово!

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Исраэль бар-Элиэзер Бааль-Шем-Тов (Бешт; 5458-5520 / 1698-1760, Подолия, Галиция, Волынь) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.

[ii] Праведник; хасидский наставник.

[iii] Сефер А-Зоар — «Книга Сияния» — центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

[iv] Рав Хаим Фридлендер (5683-5746 / 1923-1986, Эрец-Исраэль — Израиль) — ученик великого рава Деслера. Со слов своего учителя рав Хаим записал книгу «Михтав мэ-Элияу», ставшую впоследствии классикой еврейского религиозного воспитания. Позже рав Фридлендер стал духовным наставником (машгиахом) и одним из руководителей ешивы «А-Негев» и знаменитой ешивы «Поневеж», воспитал плеяду талантливых учеников. Серия его уроков и система его взглядов изложены в томах «Сифтей Хаим», выпущенных уже после смерти рава его учениками.

[v] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.

[vi] Предметы, которые запрещено перемещать в субботу.

[vii] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

[viii] Автор — Рабейну Йона бен-Авраам Геронди, прозванный Хасидом — Благочестивым (умер в 5023 / 1263, Испания) — знаменитый мудрец Торы, уроженец города Герона. Один из крупнейших авторитетов своей эпохи. Большинство его произведений — комментарии к Вавилонскому Талмуду. Рабейну Йона также автор классических книг по еврейской этике, в том числе книги «Шаарей Тшува» — «Врата Раскаяния» и комментария к трактату «Пиокей Авот».

[ix] Бывает иногда, что человек вдруг видит явную чудесную связь между событиями, которая моментально «зажигает» у него красную лампочку. Это другое дело, на такое мы, конечно, обращаем внимание и делаем выводы. Наш вопрос здесь не об этом, а о том, как в целом относится к недостаткам других, которые мы замечаем, даже когда ничего не зажигается (прим. автора).

Материалы по теме


Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше