Темы: Воскрешение из мертвых, Грех, Душа, РАМХАЛЬ, Духовность, Смерть, Материальность, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый рав! Мой вопрос о последствиях первого греха Евы и Адама. Б-г изгнал их из рая, обрёк на муки, труд и смерть. То же воздаяние при рождении получают их потомки, то есть их, потомков, духовные сущности изначально повреждены. Однако в своей первой молитве каждое утро каждый иудей сообщает Б-гу: «душа моя чиста».
Я спрашиваю Вас: каким образом? Кто и когда очистил душу иудея от греха прародителей? И, если душа таки чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Ведь определённых указаний о бессмертии души, по-моему, в иудаизме нет. Или я ошибаюсь? Заранее благодарен за ответ. Борис
Здравствуйте, Борис!
Спасибо за интересные вопросы. Чтобы ответить на них, надо прояснить несколько основ еврейского мировоззрения. Сразу оговорюсь: о каждой из этих основ можно написать отдельную книгу, мы же в рамках ответа коснемся их лишь вкратце.
Раби Моше-Хаим Луцатто (Рамхаль) в книге «Путь Творца» (ч. 1, гл. 3) пишет, что человек состоит из двух противостоящих друг другу частей: из разумной и чистой души и земного и тёмного тела. Причем каждая из них по природе «тянет» в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности. Между телом и душой существует постоянное противоборство.
Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит тело, и такой человек достигнет предназначенного для него совершенства. А если он допустит, чтобы в нем победила материальность, тело потянет вниз и душа опустится вместе с ним. И, хотя мы не чувствуем никакого другого действия души в теле, кроме жизненности и разумения, в природе души очищать само тело и его материю и возвышать их уровень за уровнем, пока тело не станет достойным сопровождать ее в совершенном наслаждении. И, если бы Адам не согрешил, его душа постепенно очистила бы тело до необходимого уровня и оно удостоилось бы вместе с душой вечного наслаждения.
Но, поскольку Адам согрешил, всё это претерпело большое изменение. Из-за греха недостатки в самом человеке и во всем Творении возросли и приумножились. Совершенство оказалось скрытым больше, чем раньше, и человек сам стал причиной собственного зла. Теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие.
И, кроме того, постановил Судья Праведный, что с этих пор не смогут ни человек, ни мир достичь совершенства, сохраняя ту испорченную форму, которую они приобрели после греха. Но им придется пройти через разрушение, а именно: смерть для человека и разрушение для всего другого, испорченного вместе с ним. Душа сможет очистить тело только после того, как сначала выйдет из него и тело умрет и разрушится. Затем тело отстроится заново, и войдёт в него душа и очистит его. И вся нынешняя форма мира будет разрушена, и он обретет иную форму, подобающую совершенству. Поэтому установлено, что человек умрет и оживет вновь, и это — воскрешение из мёртвых. А миру установлено разрушиться и обновиться.
И, поскольку установлена для человека смерть, получается, что это соединение души и тела должно распасться на определенное время, а после этого опять возобновиться. Во время этого разъединения должно быть место для души и для тела, соответствующее цели этого разъединения. Необходимо, чтобы тело возвратилось к своему основанию, разложилось, чтобы его структура и форма были уничтожены. И об этом сказано (Берешит 3:19): «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Но душе, заработавшей заслуги благодаря своим деяниям, остается только ждать, пока с телом произойдет то, что должно произойти. И местом для неё является мир душ, куда войдут чистые души после выхода из тела.
После этого «предисловия» Рамхаля перейдем к ответу на Ваши вопросы. Вы предполагаете, что в результате греха Адама и Хавы, духовная сущность людей изначально повреждена. Из приведённых выше слов Рамхаля следует, что это не так. Недостатки умножились в теле, душа же осталась неповрежденной. И тогда вопрос об утреннем благословении, в котором мы произносим: «душа, которую Ты дал мне, чиста», отпадает. Эти слова легко понять с помощью объяснения Рамхаля.
Теперь осталось ответить на вопрос: если душа чиста, отчего муки, тяжкий труд и окончательная смерть? Все это тоже разъясняется по Рамхалю. Муки (видимо, Вы имеете в виду то, что было сказано Хаве — Берешит 3:16: «в муках будешь рожать детей») — это муки тела, они, опять же, связаны с «проблемами» тела после греха и призваны приблизить очищение тела.
Тяжкий труд — во-первых, является результатом падения уровня всего мира (то есть, мир, который должен был предоставлять человеку всё необходимое для служения Творцу, после греха опустился и теперь выполняет свою функцию хуже). Во-вторых, этот труд тоже способствует очищению тела. Смерть — это отделение души от тела и разложение тела, которое больше не оживляет душа, для его окончательного исправления.
С уважением, Менахем Эпель,
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?