Темы: Награда и наказание, Йом Кипур, Свобода выбора, Грех, Смерть праведников, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Ну вот, прошел Йом Кипур. Все мои многочисленные знакомые евреи, которые соблюдают, так боялись этого дня, так переживали. Им было страшно за свои грехи. А я пил, курил, ел, веселился в клубе и… НИЧЕГО не произошло! И по новостям не передавали, что была массовая смерть евреев в синагогах (а грешников туда ходит только раз в году — жуть как много). Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят. Как считаете? Oleksandr
Уважаемый Oleksandr!
Спасибо за интересную постановку вопроса.
В Вашем понимании грешники должны были в Йом-Кипур помереть… Вы настроились и стали ждать. Но когда поняли, что на исходе Судного дня похоронной процессии из синагоги на кладбище не наблюдается, то пришли к однозначному выводу: «Религия — это только для неудачников, которые в сказки верят», и поэтому не стоит записываться в религиозные…
Такое оригинальное понимание основ иудаизма, скорее всего, не стоило бы оспаривать, с ним легче живётся. Но дело в том, что в редакцию пришли ещё несколько писем от читателей, которых волнует подобный вопрос, но в более широком смысле: как так, мы грешны, а живём довольно-таки припеваючи, а вот всякие праведники — страдают?! К примеру, такое письмо:
Я еврей, у меня отец и мать верующие евреи, а я нет. В общем, стал атеистом. Ещё в16 лет ушёл из-за этого из дома, и мой старший брат сказал, мол, я грешник и мне будет плохо без веры, и я быстро умру… Вот, дожил до 56 лет, думаю, еще столько же протяну. За всю жизнь в больницу обращался раза четыре, два раза был взрыв метана в шахте, один раз топором руку рассек и весной упал с третьего этажа, заживало все как на собаке. В местной больнице у меня даже нет карточки, так как за 15 лет жизни здесь я ни разу не болел, живу тоже хорошо, воспитываю троих детей. Есть где жить, чего есть, все есть. НО есть одно НО. Как так получается, я не верю в Бога, я жив и здоров, а моих братьев, верующих братьев, нет здесь с нами, а их было у меня 5. Как так, где был Бог, когда, я, грешник жил, а верующие умирали?! Этому есть объяснения?! С уважением, Игорь
Следует заметить, что, в общем, такая постановка вопроса — древняя, как наш мир. Его евреи задают вот уже более 3300 лет: «Почему праведники страдают, а грешники торжествуют!?» Слышат ответ и продолжают задавать вопрос… И хотя не так просто ответить на такие глобальные вопросы в рамках короткого ответа, оставить без ответа тоже нельзя…
В чём проблема? Человек, услышав, что в мире есть ответственность за совершённые поступки, решил, что Б-жественный суд должен быть ему понятен и работать по простой схеме: согрешил — получай наказание, поступил хорошо — награду. На первый взгляд, так и должно быть. Мера Правосудия требует моментального наказания за нарушение: если еврей предастся злословию — тут же у него должен язык отвалиться, если украдёт — рука отсохнуть и т.д. Но если бы так на самом деле мир был устроен, то не было бы у человека возможности грешить, то есть, делать то, что неугодно его Творцу. Другими словами, не было бы свободы выбора у человека. А если нет у человека свободы выбора, то и нет самого Человека…
И для того, чтобы была у человека не только возможность выбора, но и возможность исправления греха, Творец установил, наряду с мерой Правосудия, посредством которой Он управляет миром, и меру Милосердия. Эта мера управления никак не отменяет полагающееся наказание за грех, а только откладывает его — на срок, известный только самому Творцу.
Поэтому все грешники, которым кажется, что всё в их жизни гладко, подобны людям, которые беспечно уселись с компьютером на коленях и шоколадкой во рту под 100-тонным прессом, который может в любой момент грохнуться…
Человек, который согрешил, — создал реальность греха, которая существует сама по себе и никуда не исчезает. Как же можно от него избавиться? Самый простой способ — исправлением самого греха, тшува называется. Это то, чего Творец ожидает от человека и терпеливо ждёт. А если он не исправится, то всё равно придётся реальность греха стирать, но уже не по-хорошему: в малой степени — страданиями или смертью, в неизмеримо большей степени — мучениями после смерти, в Геиноме…
После смерти душа расстаётся с бренным телом. Тело возвращается в прах, а душа должна предстать перед Б-жественным Судом, где её спросят: а для чего тебя в тот мир посылали?! Там уже не будет животного тела, который скрывает истинный мир. Там сразу всё станет ясно, поэтому тут же придёт страшный стыд, который как огонь будет сжигать всё нечистое, грешное, что было накоплено в течение земной жизни. Это называют — Ад.
Но кто туда попадает? Ведь нет даже самого большого грешника, у которого нет добрых дел? А с другой стороны, нет и самого большого праведника, у которого нет прегрешений?
Тут и ответ на Ваш вопрос. Грешником человека определяют по большинству его деяний. Это грешник по сути, и такие грехи можно стереть только в Аду, на том свете… А вот за его добрые дела, так как их мало и они не тянут на проходной балл, — нет возможности воздать в Мире Грядущем. Поэтому такому грешнику полагается всё вознаграждение получить тут, в этом мире. Это и объясняет, почему грешники в этом мире могут жить припеваючи, не подозревая, что их ожидает…
С другой стороны, у праведников обратная картина. Их суть праведная, поэтому им полагается вознаграждение. Но так как за такую праведность нет возможности в этом мире вознаградить, то оно их ждёт в Мире Грядущем. А вот за те малые прегрешения, которые всё же были в их жизни, им полагается наказание, и они его всецело получат в мире этом. Поэтому мы видим порой, что праведник страдает.
Так же несложно понять и то, что происходит в Йом-Кипур, и почему не видно похорон… Да, написано в Талмуде, что в Рош а-Шана открываются три «Книги» судьбы для каждого из нас и одна из них — «Книга Смерти», куда записывают грешников. В соответствии с простым пониманием может показаться, что кто туда записан, в этом году должен умереть. Но не это имеется в виду. «Книга Жизни» и «Книга Смерти» — это установление духовного уровня человека! Кто по итогам прожитого года является духовно живым, а кто — духовно мёртвым. Согласно этому Творец и устанавливает человеку его судьбу. «Живому» как играющему главную роль в мире, посылает испытание жизнью, иногда лёгкое, но порой совсем не простое. А вот «мёртвому» как статисту — как правило, выдают спокойствие, комфорт и сытость…
Что касается непосредственно жизни и смерти, это уже идёт по другим Б-жественным расчетам.
Надеюсь, загадка, почему праведники страдают, а грешники торжествуют, чуть прояснилась. Заодно Вам и ответ: где был Б-г? Он как раз обо всём этом и заботился: и чтобы Игорь здоров был и ноги не «протянул» до 56, и чтобы Олександр в Йом-Кипур спокойно мог в клубе повеселиться…
С уважением, Ашер Кушнир
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Йом-Кипур
Рав Реувен Пятигорский
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его