Темы: Ненависть, Запреты, Испытание, Страдания, Война, Злословие, Лашон а-ра, Грех, Помощь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Подскажите, за какие грехи к народу, нации, семье, к конкретному человеку приходит война? Спасибо. Марина
Здравствуйте, Марина!
К сожалению, в нынешней ситуации Ваш вопрос не теоретический, а практический… Война — всегда страдание массы ни в чем не повинных людей. И этим людям, прежде всего, надо не лекции читать об их грехах, а, по меньшей мере, выражать сочувствие. А по возможности — помогать, спасать, облегчать их долю и, определенно, молиться за них. Если и были у них какие-то грехи — ведь на самом деле никто не безгрешен — можно предположить, что страдания войны их во многом искупают.
Так, после Холокоста великий Ребе из Клойзенбурга, прошедший через весь тот ад, заметил собратьям, что список грехов, в которых мы каемся в Йом-Кипур (День искупления), написан не для них. (Единственное, за что он счел нужным попросить прощения у Б-га — это за отчаяние и молитву забрать его из этого мира, чтобы больше не испытывать ужасы Холокоста, — вместо надежды и молитвы об освобождении).
Если же всё-таки попытаться выявить один грех, который — на уровне народов — привел к тому ужасу, который наблюдаем, то трудно не увидеть феномен, который мудрецы назвали «беспричинной ненавистью». Именно из-за этого греха был разрушен Второй Храм. То есть, когда евреи слишком погрязли в расколах и взаимной ненависти, то их святыня, да и государственность были разрушены римлянами, которые представляли силу Эйсава. Наследницей силы Эйсава является христианская цивилизация — внутри которой и происходит очередной большой конфликт, прямо на наших глазах.
Что такое «беспричинная ненависть»? Ведь ненавидят всегда по какой-то причине, даже если ложной.
Беспричинной ненависть является, когда в корне неприязни лежит отдаление и отчуждение, в результате чего другой человек превращается из «своего» в «чужого». А человеческая природа такова, что «своему» всё прощается, а то и вовсе истолковывается в позитивном ключе, тогда как «чужому» всё вменяется в вину; что бы он ни сделал, во всем видится злой умысел.
Действия многих людей действительно неправильны, но очень часто человек в принципе — хороший, просто, совершая то или иное действие, поддался соблазну, а то и вовсе совершил ошибку, не имея злого умысла. А иногда и ошибки нет, просто в его ситуации или с его точки зрения действительно следует поступать именно так. Но беспричинная ненависть во всем усматривает злой умысел и вместо того, чтобы понять действия другого — или осудить только поступки, желая самому человеку добра, — переходит на личности, направляется на самого человека.
Основным инструментом разжигания «беспричинной ненависти» является «злой язык» (лашон а-ра), то есть злые сплетни людей друг о друге, даже если при этом озвучивается правда, тем более — если клевета. Не случайно мудрецы считают это одним из тяжелейших грехов. Хида («Руах Хаим» 2) приводит мнение, что этот грех равен по тяжести убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству вместе взятым. Это может показаться странным, но ведь именно «злой язык» привел к беспричинной ненависти, которая, в свою очередь, привела к страшной трагедии изгнания.
А также, совершая именно этот грех, мы уподобляемся нашему угнетателю Эдому, потомку Эйсава и Амалека. Об Амане, падению которого мы радуемся в Пурим, Талмуд (Мегила 13б) говорит: «Никто в мире не умел так сплетничать и клеветать, как Аман». Очень ловко подал он Ахашверошу идею уничтожить евреев, знал, как их очернить. Это качество, конечно, в полной мере унаследовал духовный потомок Амана доктор Геббельс вместе со своим фюрером. Но и другие ветви царства Эдома в той или иной мере этим грешат, особенно, когда вступают в очередную схватку.
Вот и наблюдаем теперь результат той самой беспричинной ненависти и злословия в ошеломляющей степени. Одним из главных инструментов борьбы является информационная война, дикая пропаганда, дегуманизация другой стороны. Поразительным образом все признают эталоном зла и дезинформации упомянутых фюрера с Геббельсом, но при этом каждый умудряется увидеть это зло в оппоненте, но не в самом себе.
Урок, вроде бы, очевиден: мы не всегда можем повлиять на действия сильных мира сего, но хотя бы сами можем постараться воздерживаться и «лечиться» от той самой беспричинной ненависти. В жизни очень много разногласий и конфликтов, на самых разных уровнях — так можно попытаться видеть в оппонентах не «недочеловеков», «дураков или злодеев», а таких же, как мы, людей, а то и братьев, просто с иными взглядами. Понять их ощущения.
Да и информационную войну в наше время могут вести не только те, кто наверху, а все: сегодня кто угодно может размещать заявления, фото или видео в соц. сетях или делиться увиденным и так принимать участие в распространении информации — правдивой или ложной. Или полуправдивой. Поэтому на каждом лежит огромная ответственность за использование этого мощного инструмента. Это сообщение — правда или фейк? Правильное или неправильное понимание другой стороны? Если последнее, то распространение — буквальным образом участие в разжигании беспричинной ненависти, приводящей к таким ужасающим последствиям, к страданиям и гибели массы людей. Не уверен — не распространяй!
Так что будем молиться за снижение этого градуса ненависти, за обретение взаимопонимания, хотя до этого сейчас, кажется, так далеко! И сами будем стараться, насколько возможно, стремиться к тому идеалу.
Да наступит мир в скорейшее время для всех, и да охранит Б-г каждого невинного человека от этой бури, а если накрыла, да поможет справиться, спасет, выведет из тьмы на свет!
С уважением, Меир Мучник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Моше Пантелят
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...