Темы: Гордость, Грех, Мишлей, Ирмияу, Самооценка, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Гордость, конечно, отрицательное качество и грех. В книге Мишлей говорится: «Страх пред Господом — ненавидеть зло: гордость и высокомерие, и путь зла, и извращенные уста я ненавижу» (Мишлей 8:13).
Но как это согласовать со словами пророка Ирмеягу: «Так сказал Господь: да не хвалится (гордится) мудрец мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что он постигает и познаёт Меня, что Я — Господь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне…» (Ирмеягу 9:22, 23).
Получается, есть допустимая гордость? С уважением, Святослав
Здравствуйте, уважаемый Святослав,
Вы задаёте хороший вопрос. С одной стороны, мы видим, что гордыня — дурное качество, в наших источниках есть множество высказываний мудрецов о гнусности гордыни и вреде, который она приносит. Но, с другой стороны, цитата, которую Вы привели, свидетельствует, что есть и положительное отношение к гордости.
Вот слова Талмуда (Сота 5а): «О каждом человеке, который грубо демонстрирут свое превосходство над окружающими (гас руах), сказал Святой, благословен Он: Я и он — не можем жить вместе в этом мире».
Тот, кто гордится собой, своими данными, как бы «отрицает», что то или иное свойство (ум, сила, красота и т.д.) было дано ему Б-гом. Иначе он бы этим не гордился. Разве можно гордиться чем-то, что ты получил просто в подарок?
Так и тот, кто гордится своими успехами в жизни, тоже не верит полностью, что всё — только от Всевышнего, а думает, что это «Я» достиг, «Я» сумел и т.д. Этим так и плоха гордыня, что она «выталкивает» Всевышнего из нашей жизни, оставляя Ему меньше места.
Сказано в Талмуде: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). То есть: каким родится человек — умным или не очень, бедным или богатым, сильным или слабым, — от него самого не зависит. Только одно зависит от него — быть праведником или грешником. Этот выбор Всевышний оставил нам, и для этого, в общем, мы и пришли в этот мир.
Поэтому ничем мы не можем гордиться — ведь всё, что имеем, это подарок Небес. А вот страх перед Небесами, богобоязненность уже зависит от нас.
Но важно подчеркнуть: разрешение гордиться своим страхом пред Небесами не подразумевает «ощущать себя выше других». Это тоже нельзя. А правильная гордость — это чувство уверенности в себе. Чтобы достойно служить Всевышнему, надо хорошо знать свои сильные стороны и верить в себя, надо уметь видеть достигнутые результаты. Это дает человеку силы продолжать служение Творцу и продвигаться в нем.
С уважением, Моше Аксельрод
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Ирмия был призван стать суровым обличителем своих современников. Нравственное падение евреев Йеуды пророк определяет двумя ключевыми словами: ложь и бесстыдство.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Гитель Итахова
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Реувен Пятигорский
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»