Темы: Раввин, Награда и наказание, Предназначение, Смысл жизни, Психология, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Прошу помочь советом. Сейчас прохожу «кризис среднего возраста». Прохожу тяжело. Не жалуюсь, просто факт. В жизни у меня было много тяжелых ситуаций. Тонул, заболевал, падал на дно почти нищеты и т. п. (не говоря уже, что родился на 2 мес. раньше срока). Но Творец чудом помогал мне. Оцениваю это в ретроспективе.
Если я до сих пор жив, то — как понять, что Творец от меня хочет? Какова моя роль? Зачем-то Он меня спасал до сих пор? Нужно молиться, чтобы дал понимание? Или что? С уважением, Серж
Спасибо за интересный вопрос!
О том, что нужно делать, когда к нам приходят беды или неприятности, сказано в талмудическом трактате Эрувин (13 б): у человека нет выбора — прийти в этот мир или нет. Но, раз уж он пришел в этот мир, то на всех этапах жизни ему следует лэфашпэш и лэмашмэш свои поступки. Что это значит? Есть разные толкования. Полагают, что лэфашпэш означает — обдумывать свои действия в прошлом. А лэмашмэш — это планировать на будущее: продумать, как действовать дальше, чтобы не пришлось вновь раскаиваться. Кроме того, разъясняют, что эти два слова указывают, что следует рассматривать две области: не только поступки, но и мысли.
Однако у человека нашего поколения могут возникнуть серьезные сложности с исполнением этих предписаний великих мудрецов.
Уже не раз приходилось слышать от современных баалей мусар (специалистов по еврейской этике): мы сегодня настолько несовершены, что нужно очень осторожно обращаться с предлагаемыми нам схемами.
Когда-то в пустыне отношения между Небесами и народом Израиля строились по иному принципу. Механизм «преступление — наказание» срабатывал мгновенно. Совершил грех — уже наутро твоя порция мана выпадает не на пороге шатра, а далеко в пустыне. Плача о том, что вышли из Египта, потребовали мяса — тут же получили перепелов, а вместе с ними и эпидемию.
Так было с момента выхода из Египта до самого вступления в Святую Землю. Однако незадолго до пересечения Йардэна, в степях Моава, Всевышний заключил с народом Израиля новый союз. Отношения народа с Всевышним в определенной мере изменились, в том числе был изменен механизм «преступление — наказание». Теперь нарушения могут иногда накапливаться в течение длительного времени, а наказание приходит, когда грехи уже начинают «переливаться через край». И причиной беды может оказаться целый «обоз» балласта, накопившегося за многие годы.
Самоанализ
Очевидно, что всегда требуется самоанализ. Но и здесь нас подстерегают опасности.
Представим ситуацию: человек встает рано утром с сильной болью в ноге. И, будучи Б-гобоязненным, тут же приступает к самоанализу с точки зрения «за что мне это?» И вот, после долгих размышлений, приходит к следующему выводу. «Поскольку ноги даны нам для того, чтобы ходить, то, наверное, я что-то неправильно ими делаю. Наверное, это потому, что не всегда хожу молиться в миньяне. Вот этот момент нужно проработать и исправить!» Однако через некоторое время его начинают посещать сомнения: «Всё наше тело удерживается на ногах. То есть, на них почти всё держится. Так, может быть, это намек на то, что со мной вообще всё не в порядке?» Согласны, что так можно зайти очень далеко?
Рассказывают, что в какой-то период в одной из известных иерусалимских ешив произошло много трагедий. Как принято в религиозных общинах, люди собрались, чтобы попытаться разобраться в причинах постигших их бед и помолиться об их прекращении. Один за другим к микрофону подходили преподаватели ешивы, и каждый из них в конце выступления призывал к духовному пробуждению и к исправлению своих путей.
Один преподаватель призывал исправить грех лашон а-ра (злословия). Другой говорил о необходимости более трепетного отношения к святости субботы. Машгиах (буквально — «наблюдатель» или «инспектор») призывал к улучшению системы отношений между человеком и его ближними. Последним выступил глава ешивы и, как и его предшественники, призвал к духовному исправлению. Какому? Кто-то, сказал он, должен больше работать над испрвлением греха лашон а-ра. Кто-то — более трепетно относиться к святости субботы. А кто-то — исправлять свои отношения с окружающими…
Что хотел сказать глава ешивы? Что нет универсальной проблемы, как и универсального решения. И каждый должен разобраться в себе, чтобы понять, над чем ему, именно ему, нужно работать.
Так как же быть?
Важно пойти к большому мудрецу Торы, который, благодаря своим обширным знаниям, сможет максимально точно оценить ситуацию и прийти к наиболее правильному выводу. И это надежный путь. Но и на этом наши приключения могут не закончиться, потому что нередко поход к мудрецу, непреднамеренно, выливается в попытку снять с себя ответственность и возложить ее на чужие плечи.
Итак, давайте, попробуем составить схему действий, которые смогут приблизить нас к правильным выводам и принятию правильного решения:
1. Никто лучше нас самих не может знать, что мы натворили в прошлом. Поэтому требуется самоанализ. Но и для правильного самоанализа требуются элементарные знания: зачем я послан в этот мир? Каково мое предназначение? Что можно делать, а чего нельзя? И т.д. (На нашем сайте можно найти множество материалов по этим темам, как циклы уроков, так и отдельные статьи).
2. И уже после того, как были сделаны самостоятельные выводы, с ними нужно отправиться к мудрецу Торы, чтобы вместе попытаться прийти к наиболее верному решению, касающегося как прошлого, так и будущего.
Желаю удачи!
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Хана Лернер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его