Темы: Моше, Йеошуа бин-Нун, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМоше как лидер еврейского народа, его качества, поступки, доказывающие, что он лидер. Спасибо заранее!
Спасибо за интересный вопрос!
Четыре необходимых условия лидерства
В Талмуде (Нэдарим 38а) сказано, каким должен быть лидер. И, что самое интересное, мудрецы делают вывод об этом, рассматривая жизнь Моше. Раби Йоханан говорит (Нэдарим 38а), что Шхина (Б-жественное присутствие) не будет с тем, кто «не проходит» по следующим критериям. Лидер должен быть сильным физически и богатым, мудрым и скромным.
1. О силе Моше нам известно из стиха в Шмот (40:19): «И распростер шатер над Мишканом, и наложил покрытие шатра на него сверху, как повелел Г-сподь Моше». Высота Мишкана была десять локтей (пять метров). И то, что Моше смог самостоятельно набросить покрывало, свидетельствует о большой силе.
2. Богатство Моше — от остатков драгоценного камня сапир, из которого были вытесаны вторые Скрижали завета, как сказано: «И сказал Господь Моше: вытеши себе две скрижали каменные, как прежние» (Шмот 34:1).
3. Существуют пятьдесят уровней мудрости, и сорок девять из них были даны Моше. Вывод об этом делают на основании следующего стиха: «А Ты немного умалил его перед ангелами» (Тэилим 8:6).
4. «А этот муж, Моше, был кротчайший из всех людей, которые на земле» (Бемидбар 12:3).
Если с последними двумя критериями все относительно ясно, то первые два вызывают изумление. Лидер народа должен быть здоровым и богатым!? Да. Рош объясняет: именно у такого человека есть причина возгордиться. И если, имея такую возможность, он остается праведником, значит, он постоянно превозмогает себя. То есть, он не стоит на месте, неизменно растет духовно.
Проблематичное происхождение
Сказано в трактате Йома (22 б): не ставят над общиной Израиля вождя, у которого нет проблем с родословной… А зачем нужно, чтобы у него были такие проблемы? Чтобы он не возносился. А если это произойдет, то люди смогут напомнить ему: «Оглянись назад. Посмотри, кто твои предки».
Таким образом, «проблема с происхождением» была у Моше неслучайно? Дело в том, что Амрам, отец Моше, женился на Йохевед, своей тете. И пусть тогда еще не была дарована Тора, но, поскольку позже подобные браки были запрещены, это ретроактивно «бросало тень». А все зачем? Чтобы будущий лидер и избавитель народа Израиля не мог возгордиться.
Моше — раб Всевышнего
Моше назвал себя рабом Всевышнего: «Владыка Г-споди! Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою…» (Дварим 3:24). И Всевышний назвал его рабом своим: «Моше, раб Мой, умер; встань же теперь, перейди через Йардэн этот…» (Йеошуа 1:2).
Немногие даже великие евреи удостоились чести называться «верным рабом». Раб — тот, у кого нет собственного желания, а только желание хозяина, то есть — желание Всевышнего. Один из таких евреев — это Моше. «Не так с рабом Моим Моше; верен он во всем доме Моем» (Бемидбар 12:7).
Моше знал, что ему не дано войти в Святую Землю. И после того, как Всевышний сообщает ему о его скорой кончине, Моше просит назначить преемника. Кто займет его место? Наверняка Моше надеялся, что это будет один из его сыновей. Но Всевышний указывает на Йеошуа бин-Нуна. И повелевает Моше возложить руку на голову Йеошуа. Что происходит? Конечно же, Моше выполняет приказ. Но как? Комментаторы обращают наше внимание на то, что вместо одной руки, как это ему было сказано, Моше возлагает обе. «И возложил руки свои на него, и дал ему наставления, как говорил Господь через Моше» (Бемидбар 27:23).
Разве могут у кого-то остаться сомнения в верности Моше, его полном подчинении Всевышнему!?
«Верный пастырь»
Спасаясь от преследования Фараона, Моше находит пристанище в семье Итро. Нам немногое известно о том, что делал Моше на протяжении следующих десятков лет. Сперва Итро долго удерживал Моше в заточении. Потом, постигнув его величие, отдал ему в жены свою дочь Ципору. А еще Моше пас стада своего тестя. И мидраш рассказывает нам об одном знаменательном случае, произошедшем тогда с Моше.
Однажды из стада убежал ягненок, и Моше погнался за ним. Догнал и обнаружил, что ягненок жадно пьет из источника. Сказал Моше: «Я-то думал, что ты хотел сбежать, а ты просто хотел пить. А теперь ты еще и устал от бега». Что сделал Моше? Поднял его и на плечах отнес в стадо. Увидев это, сказал Всевышний: «Если ты настолько милосерден к овцам, принадлежащим людям, значит, будешь милосерден и к Моим “овцам”. Вот такой пастух Мне и нужен для народа Израиля» (Шмот Рабба 2:2).
C уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Нахум Шатхин
Давид Друбецкий
Подходя к автобусу, Рав Бенцион Зильбер встретил свою племянницу, которая воспользовавшись моментом, попросила благословить своих сыновей
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Авраам Коен
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Нахум Шатхин
Когда надо разрушить ограду?
Неизвестный автор
Раби Моше бар Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655—5746 /1895—1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...