Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему царь Шломо обратился к царю демонов, а не к Всевышнему?

Темы: Иштадлут, Запреты, Шломо, Грех, Храм, Чудеса, Упование, Молитва, Цари Израиля, Ангел, Бесы

Отложить Отложено

Шалом! Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили Самого Творца найти Шамира? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!

Почему Шломо не попросил Шамира у Всевышнего?

Одним из важных понятий иудаизма является иштадлут — практические действия, направленные на достижение цели, «старание». Разумеется, главное — это молитва и упование на помощь Всевышнего. Однако человек не освобожден и от действий, а должен прилагать усилия для достижения цели. Вся сложность обычно состоит в установлении правильного соотношения между иштадлутом и молитвой.

Конечно же, Всевышний дал бы Шамир царю Шломо, если бы тот обратился с молитвой. Так его получил Моше, когда орел принес Шамир из Ган-Эдена в клюве, чтобы вырезать имена колен на камнях Хошена (нагрудника первосвященника). Но, поскольку оба мира, земной и небесный, были доступны Шломо, то назовем попытку самостоятельного получения Шамира простым и минимальным иштадлутом.

Царь Шломо считал себя неуязвимым?

Никто на земле не может считать себя неуязвимым. Но наша уязвимость во многом зависит от нас самих же. Весь вопрос обычно сводится к тому, грешит человек или нет. А духов и шедим Шломо точно не должен был опасаться, потому что имел над ними власть.

Рассказывается в трактате Гитин (68а), что для строительства Иерусалимского Храма царю Шломо понадобился Шамир. Это был червь, при помощи которого можно было резать камни. Был у Шломо один слуга, которого звали Бнояу бен-Йеояда. Бнояу еще во времена царя Давида являлся главой Санхедрина. Эту же роль он выполнял и при царе Шломо. Он также руководил армией. Бнояу и было поручено достать Шамир, так необходимый для строительства Храма.

Мы не будет приводить все подробности этой истории. Лишь упомянем, что для выполнения задания Бнояу пришлось заточить в кандалы Ашмедая — главу всех духов. Все семь лет, пока Шломо строил Храм, Ашмедай находился в оковах. Высвободиться ему не позволяла цепь, на которой было начертано Имя Всевышнего. А управлял им Шломо благодаря кольцу, на котором также было начертано Имя Всевышнего (Маарша).

Однажды задал Шломо вопрос Ашмедаю:

Вот сказано в Торе: «Всевышний вывел их из Египта; могуч Он и вознесен» (Бемидбар 23:22). Мы толкуем этот стих так: слово «могуч» означает, что Всевышний властвует над ангелами. А слово «вознесен» намекает на власть Творца над духами. Если для описания власти Всевышнего над миром избраны ангелы и духи, это означает, что они обладают преимуществом над людьми. Ответь мне: в чем выражается ваше превосходство над людьми?

Ашмедай понял, что сейчас царь Шломо уязвим перед ним. Он знал, что ради постижения смысла даже одного стиха из Торы Шломо будет готов пойти на риск. Сказал Ашмедай:

Сними с меня цепь и дай мне твое кольцо. Тогда я смогу показать тебе наше превосходство над людьми.

И, как и предполагал Ашмедай, царь Шломо совершил ошибку. Он снял оковы с Ашмедая и дал ему свое кольцо. Как только Ашмедай увидел, что ему вернули прежнюю силу, он одним крылом ухватился за небеса, а другим за землю и зашвырнул Шломо на край земли. Кольцо же он проглотил и выплюнул далеко в море.

Как видно из этого рассказа, Шломо мог легко установить контроль над любой духовной субстанцией, даже если она не подчинялась ему напрямую. Что же все-таки подвело царя? На первый взгляд, это было естественное для мудреца Торы желание постижения. Однако это лишь на первый взгляд.

А вот Рама ми-Фано утверждает, что это было наказание Свыше. Ведь у Шломо ушло три года на то, чтобы вернуться в Иерусалим. Три года — за то, что он нарушил три основных запрета, которые обязан соблюдать царь: не приумножать жен; не приумножать золото и серебро; не приумножать коней (Дварим 17:16, 17). Значит, если бы не грехи царя, то сидеть бы Ашмедаю на цепи и по сей день.

Шамир — ангел или демон?

В Иерусалимском Талмуде (Сота) сказано, что Шамир — это существо, которое способно рассекать камень и металл. Однако из других многочисленных источников следует, что Шамир является предметом не совсем материальным.

РадакМлахим I 6:7) утверждает, что Шамир — это духовное понятие, и что нам вообще не стоит пытаться постичь его сущность.

Маараль поясняет, что царь Шломо смог воспользоваться им, так как Шамир был из мира духов и шедим. А царь Шломо имел власть (до какого-то момента) не только над всеми созданиями земными, но и над небесными. И только ему (и Моше) было позволено воспользоваться Шамиром. Шамир был способен рассекать не только камни, но и горы. Представьте себе, какие разрушения он мог бы причинить, если бы попал не в те руки. Поэтому Шамир и был отдан на хранение дикому петуху, который умеет верно хранить клятву, недаром петуха еще зовут «гевер» — «мужчина» («Хидушей агадот» к Гитин 68 б).

Когда Зерубавель с сорока двумя тысячами евреев вернулся из изгнания и приступил к возведению Второго Храма, ему не нужно было строить все по новой. Стены Храма остались целыми, и пришлось только восстановить разрушенные части, на что потребовалось всего пятьдесят два дня. Дело в том, что вавилоняне не смогли сдвинуть большинство камней, которые Шломо использовал при строительстве. Столь массивными они были. Сжечь Храм и проделать несколько десятков брешей в стене — это всё, чем касдим были вынуждены довольствоваться.

Это лишь подтверждает то, что сказано о Первом Храме: «И когда строился этот дом, то строился он из привезенных цельных (обтесанных) камней; ни молота, ни топора, никакого (другого) железного орудия не было слышно в доме при постройке его» (Млахим I 6:7).

Всё, что происходило во время возведения Иерусалимского Храма, было одним большим чудом. А использование сверхприродной силы под названием Шамир было лишь малой частью чудес при одном из самых значимых событий в истории человечества.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме