Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто уважаем? Тот, кто уважает других, как сказано: “Ибо к тем, кто относится ко Мне с уважением, отнесусь Я с уважением, а те, кто позорит Меня, посрамлены будут”»Пиркей Авот, 4, 1

Почему вокруг Ицхака такая концентрация смеха?

Темы: Смех, Ваера, Пророчество, Авраам, Сара, Ицхак, Радость, Значение слов в Торе, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему вокруг Ицхака такая большая концентрация смеха (Бр. 17:17, 18:12, 18:13, 18:15, 21:6) или насмехания (Бр. 21:9)? Да и само имя его — смех, направленный в будущее. Что говорят по этому поводу ХаЗаЛь? Спасибо, Л.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Л.,

Хазаль (то есть мудрецы Мишны и Талмуда) объясняют, что имя «Ицхак» — это своего рода гематрия. Буква йуд — это десять испытаний Авраама. Буква цадик — это возраст Сары на момент рождения Ицхака — 90 лет. Буква хес — это возраст, в котором Ицхаку сделали обрезание, 8 дней. Буква куф — это возраст Авраама на момент рождения Ицхака, 100 лет.

Рав Шимшон-Рефаэль Гирш объясняет, как именно имя «Ицхак» связано со смехом. Привожу его объяснение с некоторыми сокращениями. Корень Ц-Х-К не означает радость. Корни С-Х-К и Ц-Х-К обозначают ироничный, саркастический смех. Если смех обозначается словом цхок, это значит, что смеющийся осуждает или не понимает то, над чем смеётся. Авраам и Сара смеялись вовсе не от радости, когда им сообщили, что у них должен родиться сын. Если бы Сара смеялась от радости, зачем бы ей пришлось отрицать, что она смеялась? И почему Всевышний должен был укорять её за этот смех?

Корни Ц-А-К, З-А-К, Ш-А-Г, относящиеся к той же семье, что и корень Ц-Х-К, означают «кричать», в то время как корни С-Х-К и Ц-Х-К говорят о смехе. Что же связывает эти, казалось бы, противоположные действия — смех и крик?

Обе эти реакции вызваны тем, что человек оказывается лицом к лицу с неразрешимым противоречием. Если это противоречие не касается лично его, естественная реакция — это смех. Если же он сам попадает в неразрешимую ситуацию — он плачет, кричит…

Поэтому ЦХОК, смех был вызван чем-то парадоксальным, абсурдным. Действительно, нет большего абсурда, чем то, чего ожидал Авраам. Ему было уже сто лет, а Саре 90. После долгих лет совместной жизни у Авраама не было детей от Сары. Теперь, когда они уже явно приближаются к концу жизни, у них должен родиться ребёнок. Появление ребёнка у престарелой пары — событие маловероятное. И даже если сын действительно родится, он будет единственным ребёнком, и, скорее всего, в раннем возрасте останется сиротой. Не останется никого, кто сможет его воспитать. Тем не менее, от него должен произойти великий народ, идеи которого в будущем завоюют мир. Ангелы обещают Аврааму и Саре, что этот поздний, рано осиротевший ребёнок станет надеждой и будущим всего человечества. Но если события будут развиваться естественным образом, то надежды на этого ребёнка совершенно необоснованны, абсурдны.

Действительно, рассчитывать на будущее Ицхака — это полнейший абсурд. И даже Авраам, который уже выразил полную уверенность в том, что Вс-вышний выполнит все Свои обещания, не мог удержаться от смеха. Этот смех имеет огромное значение. Дальше Тора рассказывает нам про смех Сары, да и само имя обещанного ребёнка зафиксировало этот смех в нашем сознании на веки веков. И это не случайно.

Возникновение еврейского народа — это совершенно невероятное событие, нонсенс. Тому, кто воспринимает мир и его историю как последовательность событий, зависящих только от причинно-следственных связей, жизнь, история, стремления и амбиции еврейского народа покажутся раздутыми, лишенными всяких пропорций. Ведь еврейскую историю можно понять, только учитывая наличие Причины всех причин. Тот, кто верит в то, что историей управляет свободная воля Всемогущего Б-га, воля, которая не знает никаких границ и полностью контролирует всё, что происходит в мире, понимает, что к еврейской истории следует относиться в высшей степени серьёзно. Для того, кто считает, что миром управляют только законы природы, еврейская история — это бессмыслица.

Нашим предкам было совершенно необходимо с самого начала осознать, что наша история не подчиняется обычным законам. Их потомки обязаны всегда помнить об этом. Именно поэтому Вс-вышний ждал, пока праотец и праматерь нашего народа достигнут столь преклонного возраста. Именно поэтому Вс-вышний начал выполнять всё то, что Он обещал Аврааму, только после того, как надежда была полностью потеряна. Он хотел создать народ, само существование которого — постоянное напоминание о присутствии Вс-вышнего и Его вмешательстве в дела человечества. С самого начала и до самого конца существование и развитие этой нации противоречит всем законам истории. Тому, кто не верит в Б-га, еврейская история покажется совершенно невероятной с начала и до конца. Смех, который сопровождает евреев на протяжении всей их истории, свидетельствует об их высоком предназначении. Этот смех нам не мешает. Ведь мы уже знали о нём, когда находились у самых истоков своей истории.

Материалы по теме