Темы: Царь Шломо, Коэлет, Комментарии, Комментарий, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни?» Спасибо.
Спасибо за интересный вопрос!
Правильно выбранное время для строительства ограды и ее разрушения
«Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Коэлет 3:5).
Мидраш «Ялкут Шимони»:
1. «Время разбрасывать камни» — сказано о Моше, который разбил первые Скрижали Завета: «…и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмот 32:19).
«Время собирать камни» — позже Моше получает приказ вытесать Вторые Скрижали Завета: «И сказал Господь Моше: вытеши себе две скрижали каменные, как прежние, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Шмот 34:1).
Раши:
2. «Время разбрасывать камни…» — еврейские юноши уподобляются камням, как сказано: «Разбросаны камни священные по углам всех улиц» (Эйха 4:1). Это намек на разрушение Иерусалимского Храма, когда тела убитых еврейских юношей будут брошены на улицах Иерусалима…
«Время собирать камни» — время собирать евреев из изгнания.
3. По мнению автора «А-Рокеах» стих говорит о стенах дома, пораженного проказой, как сказано: «То прикажет священник выломать камни, на которых язва; и выбросят их вне города на место нечистое» (Ваикра 14:40). «И возьмут другие камни, и вставят на место тех камней, и обмазку другую возьмут, и обмажут дом» (Ваикра 14:42).
Кроме того, по мнению «А-Рокеах», здесь есть намек на скила — забивание камнями. Приговоренного к смерти сталкивают с возвышения. Обычно после такой процедуры человек погибал от перелома шейных позвонков. Но, если оставался жив, то свидетели, на основании показаний которых был вынесен приговор, сбрасывали на него каменную глыбу: «То выведите обоих к воротам того города и побейте их камнями» (Дварим 22:24).
4. Одно и то же действие может быть иногда разрешено, а иногда запрещено. (Нам можно есть молочные продукты, но после мяса молоко некоторое время запрещено. И интимные отношения запрещены супругам, когда жена находится в состояния нида).
Но стих говорит нам не это. Ведь о периодах разрешения и запрета нам и так известно. Главное сообщение: бывают промежуточные ситуации, когда запрет постепенно «ослабевает», скоро он сменится разрешением. И такое состояние несет в себе опасность: человек может разрешить себе то, что еще запрещено. Поэтому, говорит Царь Шломо, пока запрет в силе, нужно выстроить «ограду» — словно из камней. Но, когда время запрета истекло, нельзя устрожать закон и возведенную прежде «ограду» необходимо разрушить.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Нахум Шатхин
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь это же радостный праздник?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Нахум Шатхин
Рав Натан Агрес
Рав Зеев Урман
Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Нахум Шатхин
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его