Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Евреи — или гениальные, или полные дураки, дающие советы?

Темы: Потомство, Мудрость, Еврейские качества, Характер, Праотцы

Отложить Отложено

Это правда, что евреи или гениальные (стремятся к обучению и т.д.), или полные дураки (работают посудомойщиками и дают всем советы)?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Дороги, которые мы выбираем

Как мы бы того ни хотели, но хорошо известно, что однородного общества не бывает. А процент гениев и нобелевских лауреатов может зависеть от многих факторов. Причиной может быть установка на учебу во всех без исключения слоях населения. К этому можно добавить и внешние стимулы, а именно — условия существования, в которые поставлен народ (в нашем случае — черта оседлости, погромы, запрет на большинство профессий и ремесел и т. д.).

Когда создавалось государство Израиль, по миру гуляло несколько шуток. Первая — что создание государства Израиль станет концом феномена еврейского гения, потому что появится необходимость в евреях-дворниках и еврейках-шахтерах.

Также подшучивали, что Израиль станет страной с мощным интеллектуальным потенциалом и слабой армией белоручек. А получилось все наоборот — сильная армия и практически полное отсутствие тех же нобелевских лауреатов среди израильтян.

Но, как упоминалось выше, все зависит лишь от культивирования и установления приоритетов в жизни. Стоит привить человеку безграничную любовь к тяжелой атлетике, и получите олимпийского чемпиона Жаботинского — гору мышц из белка и стероидов (после завершения спортивной карьеры он как раз стал давать всем советы, работая военным советником на Мадагаскаре). Но стоит привить любовь к учебе и духовности, как получите немало мудрецов, ну, или хотя бы ученых.

И, всё же, дерзну недемократически предположить, что не все в жизни зависит от воспитания или правильно выбранных приоритетов. И в случае с народом Израиля всегда нужно учитывать «погрешность» на духовный аспект. А основание для подобного предположения дает мне изречение наших мудрецов: «Когда Всевышний наделяет человека величием, это становится не только его личным наследием, но и наследием его сыновей и прочих потомков» (Мегила 13 б). А вот и иллюстрация, к этому высказыванию.

Римскую империю, наверное, величайшую, из всех существовавших, пророк Овадья называет ничтожной. И вот почему. Оказывается этой империей, практически никогда не правили царские династии. То есть, цари и императоры были, однако должность эта была выборной. Каждый раз элиты общества решали, кто лучше подходит на роль руководителя империи.

Такое положение выглядит логичным и полезным, но, как следует из пояснений комментаторов, здесь есть и недостаток: в этой империи никогда не было царей, способных создать достойную династию. А когда у императора, каким бы он ни был способным и великим, нет наследника, достойного его престола, — это ли не проклятие? А отсутствие способности создать крепкую царскую династию наши мудрецы связывают с отсутствием поддержки Всевышнего. То есть, император он, может, и эффективный, но есть индикация, что его не принимают и не любят Небеса. Значит, презрен.

Праотцы народа Израиля — Авраам, Ицхак и Яаков — первыми вступили на путь признания Творца и служения Ему. И в заслугу совершенных ими великих изменений Творец наградил их величием, во множестве его проявлений. Это величие, полученное по заслугам, они и передали — в виде возможности — своим потомкам, до конца всех поколений.

Так что, может быть, не все дело только в выборе соответствующего вектора…

Ну, а пока что в Израиле всё «становится на свои места». И израильские евреи в неравной конкурентной борьбе постепенно уступают места уборщиков, строителей и водителей общественного транспорта местным арабам (наверное, у израильтян приоритеты неправильные). И, если все продолжится в таком ключе, то скоро некому будет давать нам советы.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его