Темы: Боаз, Испытание, Йосеф, Награда и наказание, Мидраш, Исправление качеств, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. Если награда Йосефа — за то, что он устоял перед женой Потифара, то почему он не получил свою награду сразу, а должен был ждать ее много лет, да еще и в тюрьме? Заранее спасибо за ответ.
Почему так быстро был наказан Йосеф?
Испытание с женой Потифара
В Вашем вопросе упоминаются два разных испытания Йосефа, за которые он получил разные награды.
Сказано в трактате Санхедрин (20а), что там, где испытание Йосефа с женой Потифара достигло высшей степени сложности, только началось испытание Боаза (Мегилат Рут 3). А там, где закончилось испытание Боаза, только началось испытание Палтиэля, сына Лаиша (Шмуэль I 25:44; Шмуэль II 3:14-16).
И это понятно: ведь Йосефу было послано испытание с идолопоклонницей, а Боазу — с праведной женщиной из своего народа, которая, к тому же, была ему разрешена. А у Палтиэля было еще более сложное испытание: он был вынужден имитировать семейную жизнь с дочерью царя Шауля, подолгу проживая с ней в одном доме. Палтиэль вонзил меч между своей постелью и постелью Михаль, дочери Шауля, и запретил пересекать эту черту под угрозой смерти. Так он с честью вышел из испытания, выпавшего на его долю.
А мудрецы говорят о подвиге Палтиэля: рожденному женщиной не по силам вынести подобное испытание. И Палтиэль бы не смог этого сделать без заслуги Йосефа, который с честью вышел из своего испытания. То есть, победа Йосефа над собой в испытании с женой Потифара создала мощный духовный «задел» на будущее.
И по сей день эти заслуги помогают всему народу Израиля в тех испытаниях, где надо воздержаться от запрещенных связей. И пусть испытания Боаза и Палтиэля выглядят гораздо более сложными — им не удалось бы выйти из них с честью, не будь того «исправления» качеств, которое Йосеф совершил в этом мире. В результате к имени Йосефа было добавлена одна буква из имени Всевышнего, буква «hэй», он был назван Йеhосефом (Сота 10 б).
Это и есть награда Йосефу за испытание, выдержанное с честью.
Испытание битахона — способности уповать на Творца
А двумя дополнительными годами тюрьмы Йосеф был наказан за то, что уповал в тот момент (Берешит 40:14, 23) не на Всевышнего, а на виночерпия. Но и в этом случае Йосеф назван мудрецами эталоном упования. Так наши мудрецы объясняют слова царя Давида: «Счастлив муж, который Господа сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи» (Тэилим 40:5). Сказано в мидраше:
«Счастлив муж, который Господа сделал опорой своей…» — это Йосеф; а о ком говорится в конце стиха? Кто склоняется ко лжи? Это также Йосеф, который получил дополнительные два года тюрьмы за то, что дважды напомнил виночерпию об услуге (Мидраш Рабба, Микец).
Магид из Дубно выводит из другого стиха Тэилим важный принцип, разъясняющий противоречие, о котором говорит мидраш.
Сказано: «Счастлив человек, которому Господь не вменяет вины (его) и в чьем духе нет лжи» (Тэилим 32:2). Магид из Дубно говорит, что речь в этом стихе — об особом отношении Всевышнего к Своим праведникам: за их проступки наказание следует почти мгновенно. Всевышний не ожидает, когда количество грехов и проступков «превысит критическую массу» и они (наказание за них) обрушатся на человека лавиной. А проступки праведника искупаются немедленно, и это позволяет ему жить с ощущением, что за ним не числится долгов.
В соответствии с этим принципом, два года в яме, добавленные праотцу за его просьбы к виночерпию, являются наказанием, свидетельствующим о великой праведности Йосефа.
С уважением, Нахум Шатхин
Читайте также: темаНаграда и наказание
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Яков Гельфман
Замечено ли это мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его