Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Трудно делать замечания, но иногда трудней смолчать»Раби Йосеф-Ицхак из Любавичей

Зачем Авраам подставил фараона?

Темы: Египет, Фараон, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Читая недельную главу Лех Леха, «претыкаюсь» о поведение Авраама по отношению к жене и фараону. Почему Авраам решил солгать фараону относительно своей жены, назвав ее сестрою? Точнее, не почему он решил солгать — он сам объясняет почему, а почему он не поверил Богу, что Он сохранит Авраама, скажи он правду? А если бы фараон взял Сарру в жены? Если читать и понимать по-человечески это место Писания, то поступок Авраама весьма неблаговидный и к Саре, и к фараону (его он тоже обманул, подставив под наказание). Как надо понимать это место? Спасибо. N., Москва

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Первая часть Вашего вопроса рассматривалась комментаторами, которые объяснили: Авраам опасался, что в чем-то согрешил и теперь Творец не станет его так защищать, как раньше. Кроме того, он опасался, подобно Яакову в дальнейшем, что Всевышний уже сделал для него столько добра, что рассчитывать на чудеса больше не приходится (а спасти его из той ситуации могло только чудо). Так или иначе, Авраам не считал себя вправе полагаться на чудо и решил искать «человеческий» выход из положения.

Теперь рассмотрим ситуацию с «человеческой» точки зрения. Прежде всего, надо учесть, что фараон забрал Сару силой, чего он не имел права делать, даже будь она незамужней. А если бы он узнал, что она замужняя, то, не задумываясь, сделал бы ее вдовой, как ясно говорит Авраам. И Тора не опровергает его слова — значит, он был прав в своих опасениях. Поэтому наказание фараон на себя навлек сам. По отношению же к Саре, которую в любом случае забирали во дворец, соответственно, у Авраама было два варианта — заявить, что он ее муж, и тут же быть убитым, или поступить так, как он поступил. Мы получили такое воспитание, что, наверное, предпочли бы первый вариант, называя его «погибнуть с честью». Однако Авраам знал, что его жизнь дороже и ему, и Саре, чем глупая гордость, и предпочел выиграть время. Может быть, Всевышний и поможет. Что и случилось. Тора очень строго относится к сохранению человеческой жизни, и не разрешает отдавать ее просто так. Ведь сколько заповедей сможет выполнить человек в будущем, если поступится гордостью, но сохранит себе жизнь. Иногда это может выглядеть трусостью, но другими своими поступками Авраам уже неоднократно доказывал, что к нему это не относится.

Есть к тому же объяснения, из которых следует, что именно будучи замужней, женщина в Египте рисковала овдоветь в одночасье по прихоти фараона и попасть к нему в плен, а, будучи незамужней сестрой богатого и родовитого брата, она могла рассчитывать на более уважительное отношение к себе.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Не сочтите меня антисемитом…

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.