Темы: Коэн, Милосердие, Суд, Убийство, Молитва, Смерть, Праведник, Город-убежище, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ книге Левит прочитал о том, что не было искупительной жертвы за неумышленное убийство. А прощалось человеку, и он мог выйти из города-убежища только после смерти первосвященника.
Объясните, пожалуйста, что это значит. Почему был определен срок «заключения» продолжительностью жизни первосвященника? Или необходима была именно его смерть? Спасибо. С уважением, Дмитрий
Спасибо за интересный вопрос!
Пишет «Михтав мэ-Элияу»: всё, что есть у человека в этом мире (разум, способности, материальные блага и т.д.), дано ему как аванс. Поэтому человек обязан использовать данные ему блага и способности для реализации воли Всевышнего. Тот же, кто пользуется данным ими только в личных целях, на Небесах рассматривается просто как вор.
Так же обстоит дело и с духовным богатством, приобретаемым человеком. Оно не является его абсолютной собственностью. Оно дано ему для того, чтобы использовать его на благо общины Израиля.
Известно высказывание наших мудрецов: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». И сказано: тому, кто стремится духовно очиститься, помогают Свыше. И стоит человеку раскрыть в душе «отверстие» не шире игольного ушка, как ему открывают вход широкий, как врата Храма. Получается, что и заслуги человека в немалой степени даны ему в подарок. И, если он не готов использовать их, оказывая милосердие, или в других духовных целях, то он по отношению к Небесам также является вором.
Как праведник может поделиться своими заслугами?
Когда праведник «проникается» тяжелым духовным состоянием нечестивцев, то способен как бы «впрячься» в их ярмо. Как? Молиться с тяжестью на сердце, чтобы они пришли к полному раскаянию. Или — чтобы на Небесах их не столь строго судили и чтобы они не пропали. Желание облегчить их состояние может настолько захватить душу праведника, что все его заслуги становятся неважны для него, лишь бы помочь одному из заблудших.
Если это ощущение полностью захватывает его, он не может найти себе покоя ни в этом, ни в будущем мире. Вот тогда можно сказать об этом праведнике, что он достиг цельности в исполнении заповеди милосердия. А примером может служить Моше. Узнав, что Всевышний собирается уничтожить евреев за их грехи и произвести новый народ из потомков самого Моше, он запротестовал, сказав: если это случится, то пусть моё имя никогда не упоминается в Торе: «И вот, не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал» (Шмот 32:32). Молитва, произнесенная с такой готовностью к самопожертвованию, не могла остаться без ответа.
Подобная способность ощущать боль другого и требуется от первосвященника.
Известно, что те, кто совершил непреднамеренное убийство, отбывают ссылку в городах-убежищах. В Мишне (Макот 11а) сказано, что после смерти первосвященника все отбывающие эту ссылку могут выйти на свободу. Разумеется, было немало преступников, которые молились о скорейшей смерти первосвященника. Поэтому мать первосвященника снабжали преступников одеждой и едой, чтобы скрасить их пребывание в ссылке и чтобы они не молились о скорой смерти ее сына.
Разумеется, возникает вопрос: а в чем состояла вина первосвященников, жизнь которых была подвержена опасности из-за отчаянных молитв изгнанников? Мишна поясняет: первосвященнику следовало молить Небеса о снисхождении к грехам своего поколения, а он, по-видимому, этого не делал, раз произошло непреднамеренное убийство. А с праведника спрашивается сполна как с человека, несущего на своих плечах ответственность за все поколение. И это понятно, ведь первосвященник, пользуясь своей особой близостью с Творцом, может многого добиться молитвой.
Наказания, которые нам посылают Свыше, имеют целью исправить то, что было испорчено грехом. Каждый грех становится причиной сокрытия Славы Всевышнего в этом мире. А при помощи суда и наказания преступников происходит раскрытие справедливости Творца в этом мире, и это тоже исправляет то, что было испорчено преступлением.
Любое хорошее намерение, любой выбор в пользу добра способствуют раскрытию Славы Всевышнего. И когда для человека, испорченного грехом, находятся альтернативные пути исправления (например — с помощью молитвы первосвященника), тогда больше нет необходимости исправлять грех путем наказания. И когда Всевышний прислушивается к молитве праведника и не наказывает нечестивца, тоже происходит раскрытие Его Славы. Ведь тогда всем становится очевидно, насколько велико милосердие Творца и как Он внемлет молитвам Своих праведников.
Но, если дело доходит до вынесения приговора и непреднамеренный убийца отправляется на поселение в город-убежище, значит, праведник не слишком горячо молился. И как это исправить? Смертью того же первосвященника, которая смягчает мидат а-дин — меру Суда Творца в руководстве миром, когда-то не смягченную молитвой первосвященника.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его