Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь приступил к решительному очищению святого города и всей страны. По его приказу были вынесены из Храма еще остававшиеся там со времен царя Амона предметы идолопоклонства

Йошия (יאשיהו; 3278-3316 гг. /482-444 гг. до н.э./) — праведный царь Йеуды.

Сын царя Йеуды Амона, внук Менаше и правнук Хизкии.

Его мать — Йедида, дочь Адая из города Бацеката (II Мелахим 22:1).

Кабалисты указывают, что Йошия был новым воплощением души своего прапрадеда царя-идолопоклонника Ахаза (Седер адорот 3285).

В 3283 году /477 г. до н.э./, когда Йошие было пять лет, воцарился его отец — двадцатидвухлетний Амон, который за краткий период своего правления успел возвратить народ Йеуды к идолопоклонству и разнузданному разврату (II Мелахим 21:18-22; II Диврей аямим 33:20-25; Седер адорот). И сам царь взял в жены собственную мать, жену Менаше (Рамо миПано, Сефер гилгулей нешамот 40, 11; Мидрашей корот амейну 1, 18).

В 3285 году /475 г. до н.э./ в результате дворцового переворота Амон был убит, но затем народ казнил заговорщиков и возвел на престол восьмилетнего Йошию (II Мелахим 21:23-26; II Диврей аямим 34:1; Седер адорот).

В детстве и юности царь никогда не видел свитка Торы и не знал его точного содержания (Радак, II Мелахим 22:8). Но в 3293 году /467 г. до н.э./ шестнадцатилетний юноша потянулся сердцем к Б-гу Израиля и стал молить Его о духовной поддержке (II Диврей аямим 34:3; Седер адорот 3285).

В этот период Йошия женился на внучке первосвященника Хилкии и дочери великого мудреца Йирмии (см.), которому еще предстояло стать великим пророком. У царя и его жены Хамуталь родился наследник — сын Йеоахаз, а позднее — Цидкия (II Мелахим 23:31; Седер адорот акацар с. 35 и 46).

С 3297 года /463 г. до н.э./ года Йошия начал очищать Иерусалим и страну от идолов и кумирных деревьев, которым поклонялись евреи. Он прошел даже по земле десяти северных колен, где оставались немногие уцелевшие израильтяне, и уничтожил там капища идолов и их жертвенники (II Диврей аямим 34:3-7, Раши; Седер адорот 3285). Но народ прятал своих кумиров от посланцев царя, и хотя ему казалось, что страна очищена, служение идолам продолжалось (Оцар ишей аТанах, Йошияу).

В 3298 году /462 г. до н.э./ осененный Б-жественным озарением Йирмия начал свою пророческую миссию, оказав на молодого царя значительное влияние (Седер адорот).

В 3303 году /457 г. до н.э./ по приказу Йошии была проведена реконструкция Храма. В ходе работ первосвященник Хилкия обнаружил свиток Торы, написанный рукою Моше (II Мелахим 22:3-8; II Диврей аямим 34:8-15; Седер адорот). Комментаторы поясняют, что это был свиток, прежде лежавший в Святая Святых рядом с ковчегом завета, но затем, когда царь-идолопоклонник Менаше, стремясь искоренить Тору из Израиля, сжигал все священные книги, коэны спрятали этот драгоценный свиток — и теперь он обнаружился при ремонтных работах (Радак и Мальбим, II Мелахим 22:8). Свиток передали Йошии, и он открылся на строке «Уведет Б-г тебя и твоего царя… к народу, которого не знал ни ты, ни твои предки» (Дварим 28:36). Царский писец (софер) Шафан прочитал свиток вслух. И когда Шафан дошел до строки «Проклят тот, кто не выполнит слов этой Торы» (там же 27:26), царь в страхе разорвал на себе одежды (II Мелахим 22:9-11, Мецудат Давид; II Диврей аямим 34:16-19, Радак; Мидраш аГадоль, Дварим; Оцар ишей аТанах, Йошияу).

Йошия направил посланцев к пророчице Хулде (см.), повелев им: «Идите, вопросите Б-га обо мне, и о народе, и о всей Йеуде по поводу слов этого найденного свитка, ибо велик гнев Б-га, воспылавший на нас за то, что наши отцы не приняли слов этой книги, чтобы поступать так, как нам заповедано». И пророчица ответила посланцам царя: Так сказал Б-г: «Вот, наведу Я бедствие на эту страну и на ее жителей, как предречено в свитке, которую прочитал царь Йеуды, — за то, что оставили они Меня и приносили воскурения иным божествам, чтобы гневить Меня всеми делами своих рук. Воспылал Мой гнев на эту страну и не погаснет». А царю Йеуды, пославшему вас вопросить Б-га, скажите так: «…Поскольку сердце твое смягчилось, и ты смирился перед Б-гом, услышав то, что Я совершу с этой страной и ее жителями, подвергнув ее разрушению и проклятию, — и ты разорвал свои одежды и плакал передо Мною, то и Я услышал тебя, — сказал Б-г. — За это Я заберу тебя к твоим предкам: ты будешь положен в гробницу свою с миром, и твои глаза не увидят бедствия, которое Я наведу на эту страну». Посланцы передали ответ царю (II Мелахим 22:12-20, Раши; II Диврей аямим 34:20-28).

После этого Йошия повелел созвать всех жителей Иерусалима и Йеуды к Храму. Став во дворе Храма, царь прочитал народу по найденному свитку грозные предсказания о том, что произойдет с евреями, если они не станут выполнять заповеди Творца. Затем он заключил с народом договор, что все будут выполнять законы, записанные в Торе (II Мелахим 23:1-3, Мецудат Давид; II Диврей аямим 34:29-32).

В Талмуде объяснено, почему Йошия обратился за пророчеством к Хулде, а не к своему тестю и наставнику Йирмие, — в те дни пророк находился вне Земли Израиля: он отправился в уже распадающуюся на части Ассирию, чтобы возвратить изгнанников. Многие евреи из десяти северных колен возвратились вместе с ним и признали над собой власть Йошии. Таким образом, он впервые после трех с половиной веков раскола стал царем над всей Землей Израиля, а не только над Йеудей (Мегила 14б, Раши).

В том же году царь приступил к решительному очищению святого города и всей страны. По его приказу были вынесены из Храма еще остававшиеся там со времен царя Амона предметы идолопоклонства — они были сожжены вне Иерусалима, а их пепел отнесли в Бейт-Эль, где когда-то был установлен золотой телец, которому поклонялись северные колена. Посланцы царя разрушили дома блуда, существовавшие в Иерусалиме, а также капища в ущелье Гей-Ином, где проводили детей через огонь перед Молохом. Были уничтожены жертвенники идолов, установленные еще царями Ахазом и Менаше, и даже старые жертвенники, сделанные при царе Шломо (см.) для его жен-иноземок. После этого царь направился в Бейт-Эль и уничтожил там жертвенник золотому тельцу, поставленный еще первым царем Израиля Яровамом, сыном Невата, который ввел в грех весь Израиль. По приказу царя были извлечены из земли останки жрецов тельца — их сожгли на развалинах жертвенника. Так осуществилось древнее предсказание пророка Идо (см.), сделанное в тот момент, когда царь Яровам поднялся на жертвенник в Бейт-Эле, чтобы в качестве верховного жреца принести жертвы тельцу. «Жертвенник, жертвенник! — воззвал тогда пророк. — Так сказал Б-г: Вот, родится сын в доме Давида по имени Йошия и принесет в жертву на тебе жрецов капищ, совершавших на тебе воскурения, и человеческие останки сожгут на тебе» (II Мелахим 23:4-20, Радак и Мальбим; см. также I Мелахим 13:1-2). В этой связи мудрецы отмечают, что Йошия относится к трем праведникам, «имена которым были даны Всевышним еще до их появления на свет», — а это были, наряду с ним, праотец Ицхак (см. Берешит 17:19) и царь Шломо (см. I Диврей аямим 22:9) (Берешит раба 45:8).

После возвращения значительной части десяти колен и очищения страны от идолов в Иерусалиме был отпразднован Песах, на который впервые за три с половиной века собралось, выполняя приказ царя, большинство сыновей Израиля (II Мелахим 23:21-23, Раши; II Диврей аямим 35:1-19).

В том же, 3303 году был начат отсчет пятидесятилетнего цикла — йовеля, который отсчитывается только в период Храма, когда большинство сынов Израиля живет на своей земле — и этот отсчет оказался последним (Седер олам раба 24; Седер адорот).

Следуя совету Йирмии, Йошия повелел спрятать Ковчег Завета, сосуд с маном и другие реликвии в подземный тайник, находившийся под внутренним залом Храма, — чтобы при грядущем разрушении Иерусалима и Храма эти святыни не были бы осквернены врагом (II Диврей аямим 35:3, Радак и Мальбим; Йома 52б; Седер адорот 3285).

О правлении Йошии в Танахе сказано: «И делал он то, что праведно в глазах Б-га, и во всем шел путем своего предка — Давида, не уклоняясь ни вправо, ни влево» (II Мелахим 22:2). А поскольку Йошия, даже не знакомый в юности с законами Торы, пришел к своему праведному служению путем раскаяния, в Танахе добавлено: «И не было до него царя, подобного ему, который обратился бы к Б-гу всем сердцем и всей своею душой, всем своим существом, выполняя всю Тору Моше, и после него подобного ему не было» (там же 23:25).

Но Йошия не знал, что большинство евреев продолжают тайно служить спрятанным в домах идолам (Эйха раба 1:53).

В 3316 году /444 г. до н.э./ Йошия выступил в военный поход против фараона Нехо, который вёл свою армию через Землю Израиля к реке Евфрат, чтобы сразиться там с ассирийцами. Это решение Йошия принял вопреки тому, что фараон направил к нему своих представителей с посланием: «Что тебе до меня, царь Йеуды? Ведь не против тебя я иду теперь, а к месту моей битвы. …Не противься богу, который со мною, чтобы он не погубил тебя» (II Мелахим 23:29, Радак; II Диврей аямим 35:20-21, Раши; Таанит 22б; Седер олам зута 6:10; Седер адорот). Царь также не послушался совета пророка Йирмии, отговаривавшего его от похода. Йошия возразил ему: «Армия этого нечестивца проходит по моим рубежам, а ведь наш наставник Моше сказал (Ваикра 26:6): “Меч не пройдет по вашей стране”. Но он не учел, что предсказание Моше относится к эпохе Машаиха, а не ко времени, когда евреи тайно поклоняются идолам (Эйха раба 1:53)».

Битва произошла у города Мегидо, и египетские стрелки изрешетили Йошию своими стрелами (II Мелахим 23:30; II Диврей аямим 35:22-24; Таанит 22б). Пророк Йирмия слышал, как перед смертью уста царя прошептали, признавая справедливость суда: «Справедлив Б-г, а я ослушался Его слова» (Таанит 22б; Эйха раба 1:53).

Его тело отвезли на колеснице в Иерусалим и похоронили в гробнице царей дома Давида (II Мелахим 23:30; II Диврей аямим 35:24).

Кабалисты отмечают, что его безвременная и мучительная смерть стала искуплением душе царя Ахаза, воплощением которой был Йошия (Седер адорот 3285).

Йошию оплакали все жители Иерусалима и Йеуды, а пророк Йирмия посвятил ему песню скорби, где говорилось: «Дыхание нашей жизни, помазанник Б-га, попал в их западню, тот, о котором мы говорили: “Под его сенью будем жить мы среди народов” (Эйха 4:20, Раши; II Диврей аямим 35:24-25; Седер олам раба 24)».

Вместо него был возведен на престол его сын Йеоахаз (II Мелахим 23:30; II Диврей аямим 36:1).

По свидетельству кабалистов, последующим воплощением души царя Йошии был один из величайших мудрецов Мишны раби Ишмаэль бен Элиша (см. о нем в кн. «Еврейские мудрецы», с. 14) (Седер адорот 3285).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего