Темы: Золотой телец, Свиток Торы, Моше, Идолопоклонство, Скрижали Завета, Святость, Спасение жизни
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как Моше позволил себе в гневе кинуть скрижали оземь, ведь это святая вещь!? Даже если в синагоге падает свиток Торы, вся община постится. Владимир
Уважаемый Владимир,
Сказано: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмот 32:19).
Поясняется в талмудическом трактате Йевамот (62а), что Моше собственноручно разбил Скрижали. Когда он спустился с горы Синай и увидел, что евреи сделали золотого тельца, то пришел к следующему выводу. Закон гласит, что вероотступнику запрещено есть от пасхальной жертвы. Тем более Тора будет запрещена всему народу Израиля из-за того, что они стали поклоняться идолу. Придя к такому выводу, Моше решил разбить Скрижали Завета.
В мидраше «Шмот Рабба» (46:1) также сказано, что Моше самостоятельно принял решение разбить Скрижали. Дарование Торы являлось эрусин Всевышнего с народом Израиля. Чтобы аннулировать эрусин Моше решил разбить Скрижали. И теперь идолопоклонство народа Израиля, пусть и рассматривалось как «разврат», но не было таким страшным нарушением как измена замужней женщины.
Комментаторы задаются вопросом: как Моше позволил себе разбить Скрижали Завета, обладавшие святостью? Ведь сказано в трактате Санхедрин (56а): тот, кто вонзает нож в страницу свитка Торы, где написано одно из имен Всевышнего, нарушает запрет: «Не делайте подобного для Господа, Б-га вашего…» (Дварим 12:4).
Буквы, порхающие в воздухе
Как оказывается, ситуация с разбитыми первыми Скрижалями Завета не совсем однозначная. В Иерусалимском Талмуде, в трактате Таанит (4:5) приводятся три мнения о том, что произошло: Скрижали сами упали и разбились; Моше разбил их намеренно; Сам Всевышний приказал Моше бросить Скрижали наземь.
Разумеется, если Скрижали выпали из рук Моше, проблем с попиранием святости Скрижалей не возникает. Тем более, если Моше выполнял повеление Всевышнего. Нас интересует лишь ситуация, которая возникла, если Моше сам принял решение разбить Скрижали; об этой ситуации говорят Вавилонский Талмуд и мидраш, см. выше.
Поясняет «А-Рокеах»: из-за греха золотого тельца буквы, которыми были начертаны Десять Речений, покинули Скрижали и запорхали в воздухе. Когда же букв не стало, то и святость Скрижалей улетучилась. Поэтому Моше мог их разбить. А в комментарии «Мошав Зкейним» (сборник комментариев Баалей Тосафот и других мудрецов) сказано, что Моше старался как можно быстрее добраться до стана Израиля, чтобы остановить служение тельцу. К тому времени на Скрижалях уже не оставалось букв, действие чуда прекратилось и к Скрижалям вернулся их естественный — немалый — вес. Эти отяжелевшие и потерявшие святость Скрижали Моше бросил на землю. Наши мудрецы выводят отсюда закон: если человек спешит спасать других евреев, он может бросить даже свиток Торы, замедляющий его передвижение.
Хатам Софер задает еще один вопрос: почему буквы вспорхнули не сразу после того, как Всевышний сообщил о золотом тельце, а только когда Моше приблизился к стану Израиля? И приводит ответы, из которых следует, что, поскольку Скрижали были творением Самого Всевышнего, то Святость Скрижалей начала удаляться, только когда Моше приблизился к месту, где поклонялись идолу, — под воздействием присутствующей там духовной нечистоты.
Хатам Софер также объясняет, почему нельзя было сохранить Скрижали и даровать Тору колену Леви, которое не участвовало в создании тельца.
Он говорит: весь народ Израиля является одной целостной душой, состоящей из шестисот тысяч отдельных душ. Как известно, таким духовным объемом обладала душа Адама — первого человека. И в Торе — такое же количество букв. Но создание золотого тельца нарушило целостность единой еврейской души, которая больше не могла воспринять и вместить в себя святость Торы. Именно поэтому Всевышний сказал Моше, что Он хочет произвести новый народ от него (Дварим 9:14).
Поясняют наши мудрецы (Брахот 7а): речь шла именно о новом народе, насчитывающем не менее шестисот тысяч человек. И это понятно, ведь в среде меньшего числа еврейских душ, например, только среди людей колена Леви, Шхина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Мендель Агранович
Откуда эта арочная форма, известная сейчас?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»
Рав Пинхас Шнайдер
Какими были Скрижали Завета?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».