Темы: Рав Реувен Куклин, Мегилат Эстер, Катастрофа, Шма Исраэль, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему в тексте Торы встречаются буквы, которые по размеру больше обычных или меньше обычных?
Игаль, Маалот
Уважаемый Игаль!
В некоторых местах Торы, согласно традиции, идущей от Моше, определённые буквы пишутся больше или меньше обычных. Такое написание «намекает» на глубинные слои смысла Торы.
Так, например, в Криат Шма две буквы больше других, буква айн (в слове шма) и буква далет (в слове эхад). Вместе эти буквы составляют слово эд (свидетель). Написание этих букв «намекает», что, читая Криат Шма, мы свидетельствуем о единстве Б-га.
Приведу ещё один пример.
В Мегилат Эстер перечисляются десять сыновей Амана, которые были повешены. В этом перечне три буквы, входящие в состав имён сыновей Амана, меньше других, а одна буква большая.
ובשושן הבירה הרגו
היהודים ואבד חמש מאות איש
ואת פרשנדתא
ואת דלפון
ואת אספתא
ואת פורתא
ואת אדליא
ואת ארידתא
ואת פרמשתא
ואת אריסי
ואת ארידי
ואת ויזתא
Мы видим, что буква ת в слове פרשנדתא, и буква ש в слове פרמשתא , и буква ז в слове ויזתא маленькие, а буква ו в слове ויזתא большая.
На что это «намекает»?
Обратим внимание, что рядом с именем каждого сына Амана стоит слово את. Талмуд (Псахим 22б) сообщает нам правило: слово את (помимо своего грамматического значения) имеет значение «добавления». Что же «добавляет» слово את рядом с именами сыновей Амана?
Сразу после того, как десять сыновей Амана были убиты, Эстер просит у царя (9:13): «Если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Йеудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве». Почему же так важно Эстер, чтобы дети Амана были повешены? Говорит Мидраш (Ялкут Меам Лоэз): здесь Эстер просит у Царя Царей [1] , чтобы в будущем [2] были повешены другие 10 ненавистников Израиля.
Произошло ли это уже? Если да, то когда?
Вернёмся к маленьким буквам. Приведём их по порядку, как они приводятся в тексте: תשז . Эти буквы намекают на дату [3] . Что же произошло в год תש''ז – 1946 год по грегорианскому календарю? Мы видим удивительную вещь – в этом году проходил Нюрнбергский процесс и десять врагов народа Израиля были приговорены к повешению:
1. Риббентроп
2. Кейтель
3. Кальтенбруннер
4. Розенберг
5. Франк
6. Фрик
7. Штрайхер
8. Заукель
9. Йодль
10. Зейсс-Инкварт
Приведём отрывок из статьи в газете "Нью-Йорк Джорнал Амэрикан" за 16 октября 1946 года, где говорится о том, как приговор был приведён в исполнение:
"Место Геринга во главе взошедших на эшафот занял Иоахим Риббентроп, бывший министр иностранных дел Германии. Десять нацистских лидеров были повешены один за другим в пустом гимнастическом зале Нюрбергской тюрьмы...
Все десять нацистов постарались встретить смерть мужественно. Большинство выражало раскаяние, некоторые приносили покаяние Всевышнему. Единственным, кто остался верен нацистской идеологии до конца, был Юлиус Штрайхер. Он вёл себя наглее всех, и, поднимаясь по ступеням на эшафот, кричал во весь голос "Хайль Гитлер". Оказавшись лицом к лицу с петлёй, он вперил взгляд в офицеров союзных армий и в корреспондентов, представляющих мировую прессу – они сидели в ряд за маленькими столами вдоль стены. С ненавистью, горевшей в глазах, оглядел Штрайхер свидетелей происходящего и завопил: "ПУРИМ 1946 ГОДА!!!" В этот момент с грохотом открылся люк под его ногами. Верёвка с силой натянулась, и тело закачалось на весу...".
Выходит, маленькие буквы «намекают» на год, в котором произойдёт событие, связанное с повешением 10 сыновей Амана.
Что же обозначает большая буква ו? Дело в том, что в еврейской дате тысячелетие не обозначается, поэтому необходимо знать, к какому тысячелетию относится год תש''ז . Буква ו «сообщает», что речь идёт о шестом тысячелетии [4] .
С уважением,
Реувен Куклин
Смотрите : Пурим и Нюрнбергский процесс.
[1] Мудрецы говорят, что каждый раз, когда в Мегилат Эстер упоминается просто «Царь», без имени Ахашверош, в тексте содержится «намёк» на Б-га
[2] Махар – «завтра» – иногда в Торе обозначает какой-либо день в будущем, см. Раши Шмот 13:14.
[3] В иврите у каждой буквы, кроме прочего, есть и цифровое значение. תש''ז обозначает 707, т.е. 707 год с этого тысячелетия (каждое тысячелетие счёт начинается заново, см. ниже).
[4] Буква вав обозначает число 6.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Четырнадцатое число месяца Адар — это праздник Пурим
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о празднике Пурим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.