Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Тема

Билам — Валаам, колдун и нечестивец

Среди народов мира именно Билам обладал самым высоким даром пророчества.

Билам (Валаам) — Билам, сын Беора, житель Мидьяна, колдун и маг, которого Всевышний наделил пророческим даром. Билам, желая проклясть еврейский народ, по воле Творца благословил его. История о Биламе, которая рассказана в Пятикнижии (глава Балак) получила дополнительную известность благодаря эпизоду с ослицей, на которой ехал Билам (Валаамова ослица). А одно из благословений Билама впоследствии вошло в молитвенную литургию («Как прекрасны шатры твои, Яаков!»)

Оглавление

Исторический фон событий [↑]

Закончились 40 лет хождения евреев по пустыне. Еврейский народ попытался пройти в страну Израиля между Моавом и Аммоном. Эморейские цари Сихон и Ог не согласились на это, последовательно выступая против евреев с оружием в руках, и нашли на поле боя свою смерть.

Видя все это, моавитяне приходят в ужас. Их царь Балак понимает, что тот, кто боится евреев, воевать с ними не может; заключить мир тоже невозможно, потому что слишком велика взаимная неприязнь.

Балак решает прибегнуть к другому способу и обращается к прорицателю и колдуну Биламу, с тем чтобы Билам проклял евреев, проклятие ослабило бы их, и Балак сумел бы оттеснить их от своих границ.

Пророк еврейский и пророк нееврейский [↑]

Причину того, что Вс-вышний дал пророческий дар Биламу, разъясняет мидраш: Всевышний дал неевреям пророка уровня Моше, чтобы они, отказываясь от служения Ему, не могли сказать: «Вот если бы у нас был такой пророк, как Моше, то и мы могли бы стать слугами Творца» (Мидраш Бемидбар Раба).

Еврейские пророки предупреждают людей о грозящей им опасности, если они не изменят свое поведение. Нееврейский пророк Билам употребил свое знание будущего, наоборот, чтобы ввести людей в грех. Он использовал свой дар во вред целому народу.

Ибн Эзра считал, что Билам не столько пророк, сколько астролог, умеющий только предсказывать будущее по звездам.

Талмуд дает Биламу крайне отрицательную характеристику, называя колдуна «злодей Билам». Не разум и не духовные прозрения передавал Билам своим ученикам. Читаем в Пиркей Авот(5, 19): «Если ты видишь в человеке — айн а-ра(дурной глаз, зависть), руах гвоа (гордыня, высокомерие) и нэфэш рэхава (жесткость) — знай, что этот из учеников злодея Билама».

Пророческий дар Билама дан ему без усилий с его стороны и без работы над собой, и поэтому он остался тем, кем был, несмотря на все свои знания и постижения. В Мишне в трактате «Санхедрин» написано, что Билам — один из нескольких людей, у которых нет доли в будущем мире.

Балак и Билам [↑]

Мы знаем, что Балак был большим колдуном, чем Билам. Тем не менее, Балак не мог обойтись без Билама, потому что тот обладал уникальной в мире способностью проклинать.

Старейшины Моава и Мидьяна направляются к Биламу передать ему просьбу Балака. Билам прекрасно понимал, что Вс-вышний не хочет, чтобы он проклинал еврейский народ, и все же надеется улучить подходящий момент для проклятия, так как полагает, что Вс-вышний не всегда следит за всем происходящим, не вникает в детали, и в момент Его гнева можно попробовать повлиять на события.

Вс-вышний однозначно запрещает Биламу как проклинать, так и благословлять еврейский народ, потому что народ этот уже благословен. Но Билам скрывает это от посланцев Балака и не отказывается от задания.

Валаамова ослица [↑]

Видя, что, несмотря на запрет идти с князьями Моава, Билам запряг свою ослицу и пустился в путь, Вс-вышний отправляет ангела милосердия, задача которого — предотвратить грех Билама. И вот невидимый ангел трижды встает на пути ослицы, дважды она обходит его, а на третий раз обходного пути нет, и ослица ложится на землю. Билам в гневе начинает бить ослицу палкой.

Ослица всегда слушалась Билама, как он сам признает. Поэтому, увидев первый раз в жизни, что она отказывается идти, он должен был понять, что Свыше не хотят, чтобы он шёл. Вместо этого он бьёт её, чем показывает, что его совершенно не интересует, чего хочет Вс-вышний. Могущественный колдун готов слепо исполнять приказы Вс-вышнего, однако на желания Вс-вышнего он не обращает ни малейшего внимания.

Билам знал, что Творец любит еврейский народ и хочет благословить его. Однако он упорно искал пути для того, чтобы обойти желания Вс-вышнего и проклясть евреев.

Вс-вышний совершает чудо, и ослица говорит человеческим голосом, упрекая хозяина. Тут же Вс-вышний открывает Биламу глаза, и он начинает видеть ангела, стоящего посреди дороги. «И сказал ему ангел Г-спода: за что бил ты ослицу твою уже три раза?..» Цель всей этой сцены в том, чтобы сокрушить высокомерие Билама. Билам хочет повернуть в другую сторону историю, погубив своими словами целый народ, а не в состоянии даже свою ослицу заставить двигаться вперед.

Ангел велит Биламу идти к Балаку, но говорить лишь те слова, которые Б-г будет вкладывать в его уста. Как станет ясно дальше, Билам и тут не отказывается от своего плана проклясть еврейский народ.

Проклятия и благословения [↑]

Почему проклятьям Билама Тора уделяет столько внимания? В мире существует один Хозяин, и только Он решает, что должно произойти с человеком, какое же значение имеют слова, со злостью произнесённые кем-либо?

Речи Билама, конечно, не могли принести вреда еврейскому народу. Но вот, что он мог сделать: он мог уловить момент, когда Вс-вышний гневается. Проклятия, произнесенные во время гнева Вс-вышнего, могут возыметь свое действие.

Как при благословении, так и при проклятии происходит, по сути, одно и то же: сильная личность, праведник или выдающийся злодей, используют свой высокий духовный потенциал для того, чтобы ускорить Небесное судопроизводство над кем-то. Один говорит: если можно, награди его уже сейчас. Второй говорит: если можно, накажи его уже сейчас. Если положена награда — наградят. А если положено наказание — накажут.

Но есть разница для того, кто благословляет или проклинает. Праведник, который благословляет еврея — выполняет заповедь. Злодей, который еврея проклинает, — нарушает запрет.

Билам вышел на битву с целым народом. Он знает, что победить Израиль можно, только отняв у него благосклонность Вс-вышнего. Билам требует от Балака предварительно, еще до прорицаний, установить семь жертвенников и принести на них жертвы Вс-вышнему — чтобы перечеркнуть этим заслуги наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, каждый из которых в свое время установил жертвенник (Авраам построил четыре жертвенника, Ицхак — один и Яаков — два). Он потому и говорит о прочности корней еврейского народа, что хотел бы вырвать эти корни, обеспечивающие евреям любовь Б-га. Он хочет очернить их прошлое, победить их предков.

Биламу удавались все его проклятия до момента, пока он не «споткнулся» на евреях. Злодеи, которых он проклинал раньше, получали по своей вине, а Билам каждый раз выступал только как катализатор принятия Судом приговора в их адрес. Но евреям сейчас полагалась от Вс-вышнего награда — вот Билам ее и вызвал своей речью.

Намереваясь по просьбе Балака проклясть Израиль, Билам знал: Вс-вышний не одобряет его намерения. Но очень уж ему хотелось согласиться на предложение царя. И побуждала его к этому не только жажда наград и почестей за исполнение просьбы Балака, но и непреодолимое желание истребить ненавистный народ.

Однако выговорить проклятие он так и не смог. Вместо этого он невольно произнес благословения, которые Б-г вложил в его уста.

«Как хороши твои шатры, Яаков, твои обиталища, Израиль!» [↑]

Самое знаменитое благословение Билама мы до сих пор произносим, всякий раз входя в синагогу: «Ма тову оалеха Яаков»«Как хороши твои шатры, Яаков, твои обиталища, Израиль!»

Мудрецы толковали этот стих двумя путями. Первый: речь идет о «шатрах Торы», в которых пребывал в свое время Яаков. За это его дети и удостоились жить в шатрах, сделанных для них Вс-вышним в пустыне. Второй: Билам против своей воли отмечает исключительную скромность народа Израиля, проявлявшуюся, в частности, в том, что они ставили свои шатры так, чтобы, находясь в одном, нельзя было увидеть через вход, что происходит в другом.

Талмуд говорит, что по содержанию благословений, данных Биламом, мы угадываем содержание не произнесенных им вслух проклятий. Билам хотел, чтобы у евреев не было синагог и ешив, чтобы они были серыми и незаметными, чтобы о них никто знать не знал, чтобы не было у них выдающихся царей. Но, желая проклясть евреев, Билам дает им множество прекрасных благословений.

Перечислим лишь некоторые из них:

— Евреи не будут истреблены вместе с другими народами;

— Евреи способны всегда идти своим, не похожим на пути других народов, путем;

— Потомков дома Яакова будет неисчислимо много;

— Вс-вышний не покинет Свой народ, даже когда он гневит Его и бывает непокорен;

— Еще наступит пора, когда любовь Вс-вышнего к евреям обнаружится на глазах у всех, ибо они будут сидеть пред Ним и учить Тору у Него;

— Евреи встают и ложатся с молитвой на устах, которая защищает их от всякого губителя;

— Моше умрет не раньше, чем уничтожит Билама и царей Мидьяна.

После неудавшихся проклятий [↑]

Биламу не удалось вызвать гнев Вс-вышнего на евреев проклятиями. Тогда он нашел другую возможность нанести им удар. Он знал, что за разврат Б-г наказывает без промедления, скорее, чем за другие грехи, поэтому посоветовал Балаку послать молодых привлекательных девушек, моавитянок и мидьянитянок, продавать израильтянам льняные одежды и вино. Это сработало, евреи стали развратничать с язычницами, поклоняться Баал Пеору, что действительно вызвало гнев Вс-вышнего, который послал на еврейский народ мор.

После инцидента с Баал Пеором евреи получают приказ выйти на войну с Мидьяном (Бемидбар 31:1). Двенадцать тысяч праведников, по тысяче от каждого колена, выходят на поле боя. Билам приветствует их с насмешкой: «Когда вас было 600 тысяч воинов — вы обошли их границы, потому что не могли воевать с ними. А теперь с двенадцатью тысячами вы вышли на войну?» (Раши, Бемидбар 31:8).

В этой войне евреи победили, «и Билама, сына Беора, кудесника, убили сыны Израиля мечом в числе убитых ими».

Выводить материалы