Темы: Шломо, Йеошуа бин-Нун, Война, Идолопоклонство, Храм, Земля Израиля, Еврейский закон, Пустыня
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, ув. равы! Вопрос по книге Йеошуа, глава 8, стих 1: «И сказал Господь Йеошуа: “Не бойся и не страшись, возьми с собой весь народ войны и встань, поднимись к Аю; смотри: отдал Я в твои руки царя Ая, и народ его, и город его, и страну его”».
Комментаторы дают два объяснения тому, почему второй свой поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии, хотя, судя по донесениям разведки, для этого было достаточно 3,000 человек (глава 7, стих 3).
По мнению «Мецудат Давид»[i], Б-г приказал Йеошуа собирать в поход всю свою армию для того, чтобы жители Ая решили, что евреи выигрывают войны не с Б-жьей помощью, а численным превосходством. Поэтому для того, чтобы противостоять Йеошуа, они должны были собрать в Ае все свои силы, которые Йеошуа разобьет одним ударом. И после этого ему не надо будет ходить от города к городу, чтобы добивать остатки вражеской армии.
Ральбаг[ii] считает, что Б-г не совершает чудеса, если можно достигнуть желаемого, оставаясь в рамках законов природы (см. комментарий к главе 3, стих 17). Он говорит, что в силах Йеошуа было подавить армию Ая, если бы он использовал всю мощь своей армии и воинское искусство, так как воины Ая наверняка совершат еще одну вылазку за пределы городских укреплений, раз первая вылазка оказалась победоносной.
(Взято с сайта «Танах на русском языке с комментариями»).
Я не понимаю, зачем такие сложности? Ответ на вопрос, почему Йеошуа взял всех, находится в главе 7, стих 5: «И убили люди Ая из них около тридцати шести человек, и преследовали их перед воротами до Шварим, и разбили их на склоне, и растаяло сердце народа, и стало водой».
Сердце народа растаяло. Всего народа. И поэтому надо было взять с собой весь народ, чтобы он увидел, как Б-г поразит жителей города Ай, чтобы у всего народа сердце снова укрепилось, вот и всё.
Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моем комментарии? Есть ли у кого-то из хахамим (мудрецов, комментаторов) такое же объяснение, как у меня? Большое спасибо! С ув., Юра
Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!
По Вашей просьбе «отправился» на поиски подтверждения этой гипотезы о причине приказа Всевышнего — собрать весь народ, способный носить оружие, для генерального сражения за Ай. И, как оказалось, объяснение существует, а его корни восходят к временам самого Авраама.
Чтобы разобраться во всём, нам потребуется несколько предисловий, однако, не имея возможности описать всё как следует, ограничусь лишь заглавиями.
Причина трагедии у города Ай
Причина поражения при первом сражении за город Ай, на первый взгляд, очевидна — это преступление Ахана. И об этом сказано черным по белому: «Согрешил Израиль, да и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого, и крали, и (после) отрицали, и положили в вещи свои» (Йеошуа 7:11). Однако из других источников следует, что существовала еще одна, куда более веская причина.
Жертвенник Авраама в Ае
В трактате Санхедрин (446) и в мидраше «Ялкут Шимони» (ч. 2, рэмез 10) упоминается жертвенник в Ае (Бейт-Эле), который Авраам воздвиг для служения Всевышнему. Позже кнаанейцы превратили его в капище идолов, назвав его Бейт-Авен.
Почему 3 тысячи?
Из некоторых источников следует, что для захвата Ая не нужно было и трех тысяч человек.
Это число — три тысячи — встречается в Танахе дважды. За служение золотому тельцу были убиты три тысячи человек, а Шимшон убил три тысячи филистимлян во время их празднества, которое, по всей видимости, сопровождалось поклонением идолам.
Комментаторы поясняют, что три тысячи человек — это количество, при котором служение идолам достигает максимальной силы. И, чтобы очистить от идолопоклонства место, которое освятил когда-то Авраам, чтобы вновь превратить Бейт-Авен в Бейт-Эль, — Йеошуа посылает именно три тысячи человек.
Но это не удалось. Почему?
Изучение Галахи (еврейского Закона) — необходимое условие для обретения Святой Земли
Говорят наши мудрецы в трактате Мегила (36): когда появился ангел с мечом в руке, Йеошуа спросил — за что? Ангел ответил: за то, что отменили корбан тамид (постоянное жертвоприношение), и за то, что не занимались изучением Галахи.
Чтобы исправить это, Йеошуа начал глубоко изучать Закон, это связывают со стихом: «…а Йеошуа ходил в ту ночь посреди долины» (8:13). Сказал раби Йоханан: в стихе заложен намек, они не ходили по долине (эмек), а глубоко (амок) изучали Закон.
А что изменилось с момента вхождения в Святую Землю? Ведь в пустыне к евреям такие претензии не предъявлялись?! И обычного изучения Торы, без галахического уклона, было достаточно? Ответ: раньше народ Израиля находился полностью «на обеспечении» Творца. С неба спускалась пища (ман), враги и ветер не могли проникнуть сквозь облака Славы и т. д. Теперь же, с приходом в Святую Землю, необходимо усиленно изучать законы, регулирующие проживание в Святой Земле.
Аризаль[i] пишет, что символом власти Моше (как и у праотцев), был посох. Посох этот был из сапфира (как и Скрижали Завета), на нем были выгравированы имена Всевышнего и с его помощью было совершено немало чудес. Этот посох как бы являлся «продолжением руки» Творца. Символом же власти Йеошуа было копье. Простое оружие, необходимое для обычных человеческих войн.
Я бы добавил и то, что сказано в книге «Диврей Това» о создании царем Шломо двух огромных керувов (крувим — херувимов). Те, что были в пустыне, составляли одно целое с капорет — крышкой Ковчега Завета. И смотрели они обычно друг другу в глаза. Младенец-мальчик олицетворял проявление Творца, а младенец-девочка — общину Израиля. И то, что смотрели они друг другу в глаза, подчеркивало: в пустыне оторваться от Всевышнего даже на уровне мысли было смертельно опасно. А вот керувы царя Шломо уже стояли на полу в Святая Святых, как бы показывая, что евреям нужно «крепко стоять ногами на земле».
И чтобы народ почувствовал, что совершенно необходимо «перестроиться», Всевышний приказывает Йеошуа собрать всех, кто способен выходить на войну.
С уважением, Нахум Шатхин
[i] Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294-5332 /1534-1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Авраам Коэн
Иудейская пустыня заканчивается страшным обрывом, там, внизу, расположено Мертвое море, самая низкая точка на поверхности земного шара. Вид с горы Азазель, откуда в праздник Йом Кипур сбрасывали «козла отпущения».
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его