Темы: Яаков, Чудеса, Заповеди, Изучение Торы, Смертная казнь, Скрижали Завета, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир
Шалом, Владимир!
Спасибо за интересный вопрос.
Комментаторы объясняют, почему Скрижали были каменными, и говорят о символике «камня».
Намек на вторые Скрижали Завета
Наши мудрецы находят интересный намек в стихе о даровании первых Скрижалей: «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жиим» (Шмот 31:18). В этом стихе есть «лишние», на первый взгляд, слова: если сказано «две скрижали откровения», то зачем сразу же добавлять «скрижали каменные»? В Торе лишних слов не бывает, а если какие-то слова такими кажутся, значит, здесь скрыта некая дополнительная информация.
Мидраш говорит, что эти слова — намек: евреи совершат грех — создадут золотого тельца, первые Скрижали Завета будут разбиты, а Моше получит вторые. Если бы золотой телец не был создан, а первые Скрижали не были разбиты, евреи навсегда освободились бы от влияния дурного начала. Но после создания золотого тельца первые Скрижали были разбиты и йецер а-ра снова получил возможность влиять на нашу жизнь. И это дурное начало пророк называет «каменным сердцем», как сказано: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» (Йехезкель 36:26).
Дополнительные намеки
Яаков — эвен Исраэль — твердыня (букв. «камень») Израиля
Камень, из которого созданы Скрижали Завета, является символом твердости — той, которая правильна, необходима. Это качество соотнесено с Яаковом — с тех пор, как он выстоял в неравном противостоянии с ангеломЭйсава. И с тех пор Яаков доказал, что его основное качество — это умение управлять собой, лавируя между правой и левой стороной, между качествами милосердия и мужества (гвура — самоограничение, способность преодолеть себя). И это умение — выдерживать среднюю линию между этими качествами — и позволило Яакову стать одним из праотцев еврейского народа.
Рассказывает мидраш в «Шмот Рабба» (41), что Моше были даны именно каменные скрижали благодаря заслугам Яакова. Это следует из стиха: «И тверд остался лук его, и прытки были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней (эвен) Израилевой» (49:24).
В талмудическом трактате Хулин (60 б) сказано, что праотец Яаков был не только необычайно скромен, но и необычайно тверд. И когда эта твердость проявлялась? Яаков умел задействовать твердость в противостоянии своему дурному началу, когда неуместная скромность и мягкость могли бы привести к ошибкам в служении Творцу.
Твердость, необходимая для устрашения нечестивцев и приобретения знаний
Но почему вторые Скрижали не были сделаны мягкими? Да еще были из драгоценного камня Сапир, о котором сказано, что, если положить его на наковальню и бить по нему молотом, расколется молот с наковальней, а камень останется целым!?
Мудрецы приводят два объяснения. Во-первых, это должно было устрашить нарушителей заповедей. Ведь в большинстве случаев за нарушение речений, начертанных на Скрижалях, полагалась смертная казнь — скила: преступника сбрасывали с каменного возвышения. И, если приговоренный оставался жив после падения, на него сбрасывали каменную глыбу.
Во-вторых, это несет следующий смысл: для приобретения познаний в Торе человек должен сделаться жестким, как камень, который не стачивается даже от постоянного использования (как каменные гири для взвешивания). Для тех, кто изучает Тору, это должно стать символом твердости, необходимой в учебе. А также это значит, что никто и никогда не утомится, изучая Тору долгие годы.
(Что же касается «сквозных» букв, то, возможно, это должно было подчеркнуть чудесное происхождение Скрижалей: текст заповедей был виден с любого ракурса, а сердцевины букв, образованных замкнутой линией:ם — мэм софит — и ס — самех — держались а воздухе).
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зеев Урман
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Мендель Агранович
Откуда эта арочная форма, известная сейчас?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Тамар должны были заклеймить, а не сжечь?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его