Темы: Трапеза, Алкоголь, Провидение, Рав Реувен Куклин, Пурим, Радость
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную, на первый взгляд, заповедь? Р., Иерусалим
Уважаемый Р.,
Об этой обязанности говорится в Талмуде (Мегила 7 б), и таково постановление Шулхан Аруха. Но Рамо (рабби Моше Иссерлес, который в своих дополнениях к Шулхан Аруху приводит ашкеназские обычаи и постановления) пишет: некоторые галахисты говорят, что нет обязанности допиваться до такого состояния. Просто человеку следует выпить «больше своей нормы», чтобы заснуть. И во время сна он не сможет отличить «благословен Мордехай» от «проклят Аман».
Автор Мишны Бруры пишет, что именно так и стоит поступать. В Беур Галаха приводятся словам Меири: «Обязан человек умножать радость в этот день и едой, и питьём, так, чтобы всего было вдоволь. Однако нам не следует напиваться до такой степени, что мы будем вести себя недостойно. Ведь радость, которую нам повелели испытывать, — это не радость буйства и глупости, а радость любви к Всевышнему, благословен Он, и благодарности за чудеса, которые Он сотворил для нас». Там приводятся также слова автора Хаей Адам: «Поскольку всё чудо было совершено через вино, обязали нас мудрецы напиться или, по крайней мере, выпить больше обычного — чтобы вспомнить великое чудо. Но тот, кто знает, что, напившись, может пренебречь одной из заповедей — омовением рук, одним из благословений, благословением после трапезы с хлебом, — или не сможет прочесть послеполуденную или вечернюю молитву, или поведёт себя легкомысленно, — такому человеку лучше не напиваться».
Теперь постараюсь объяснить, почему все-таки мудрецы обязали нас такой странной, на первый взгляд, заповеди.
Рамхаль (Рабби Моше-Хаим Луцатто) в книге Даат Твунот пишет: всё мироздание существует для того, чтобы человек убедился: Всевышний един. Он пишет также, что «недостаточно понять, что Он единственный, Кто существует, т.е. логически необходимо только Его существование, и что нет Творца, кроме Него. Мы должны ещё понять, что нет Властителя, кроме Него, и нет Руководителя у мира и у любого создания в мире, кроме Него. И нет никого, кто смог бы Ему помешать, или не допустить исполнения Его воли. Такова Его власть — единая и абсолютная. Это становится ясно, когда мы видим, как то, что казалось нам злом, оборачивается, в конце концов, добром».
Если внимательно прочесть Книгу Эстер, можно увидеть: всё, что казалось вначале злом, обернулось добром, и все события, которые происходили, включая те, что казались незначительными, в конечном счёте, привели к спасению евреев.
Хотя мы должны сожалеть о зле, творящемся в нашем мире, потому что в данный момент оно мешает нам приблизиться к Всевышнему, всё же Всевышний дал нам один день в году, день Пурима, когда мы напоминаем себе, что всё — в Его власти, и то, что нам кажется злом, в своё время обернётся добром. Это помогает понять, почему мудрецы обязали нас напиться в этот день до такого состояния, чтобы не отличать «барух Мордехай» от «арур Аман». Ведь и дела Мордехая, и дела Амана, в конечном счёте, привели к спасению евреев.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Вино, опьянение и алкоголь в еврейской традиции
Полный обзор по теме Аман
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о празднике Пурим
Рав Реувен Куклин
Какое слушание приравнивается к чтению?
р. Меир Фомичев
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Пурим. Законы праздника»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Намек на пост 13-го Адара
Рав Яков Шуб
Как оповещают о чуде?
Рав Моше Сытин
В чем смысл заповеди дарить подарки бедным на Пурим?
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...