Темы: Обида, Ненависть, Запреты, Гордость, Шломо, Заповеди, Мишлей, Цари Израиля, Упрек, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Царь Соломон пишет в 8-ом отрывке в притчах: «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу». Возникают вопросы: ведь ненависть сама по себе — это и есть зло? Тора, насколько мне известно, плохо относится к агрессии в любом виде. Ведь как мы можем знать, зло это или нет?
Например, человек ушел с лекции. По идее, могут возникнуть мысли: 1) он проявил неуважение, 2) он сильно гордый, чтобы признать, что чего-то не знает. А по факту ведь может оказаться так, что он просто вспомнил, что у него дома включен утюг. И, если при этом мы будем «ненавидеть гордость и высокомерие» и заявим человеку, что он неправ, то окажемся неправы сами и ложно обвиним. И произнесем лашон а-ра «коварными устами», что, опять же, отражено в этом отрывке.
И это действие влечёт за собой уже более тяжелые последствия, и можно из-за подобных вещей потерять хорошие отношения с человеком, даже если он простит на словах, не скажет, внутренне, возможно запомнит это ложное обвинение, особенно, если поступок был публичным.
Не могу назвать точных деталей, но я слышал о том, как один мудрец сорвал с женщины платье публично потому, что выглядела она вульгарно. Потом оказалось, что она иностранка, она подала на него в суд, который он проиграл. Суд постановил заплатить штраф, и его пришлось выплатить. Таким образом, стремление к идеалу подтолкнуло его к поступку, который является одним из серьёзных грехов. Парадокс.
Помогите мне, пожалуйста, сложить этот пазл. Каким должен быть образ мышления и само поведение, чтобы избежать греха в данном случае и, в тоже время, соблюсти предписания Соломона? Спасибо.
Шалом!
Спасибо за интересный вопрос.
«Страх пред Господом — ненавидеть зло: гордость и высокомерие, и путь зла, и извращенные уста я ненавижу» (Мишлей 8:13).
Сказано, что Творец «сожалеет» о создании четырех Своих творений: это изгнание, ишмаэлиты, жители Касдима и йецер а-ра (трактат Суккот 52 б). И, если ненависти и агрессии в этом списке нет, значит, это качества, которые можно использовать в нашем служении Всевышнему. Вопрос только — когда и в какой мере?
В трех случаях пробуждение ненависти предписано буквой Закона
Тора в трех случаях предъявляет нам подобные требования:
1. Предписание не забыть о том зле, что совершил Амалек: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га… сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дварим 25:17-19). Поясняет Рамбам («Сефер а-Мицвот»): «пусть ненависть к Амалеку будет на твоих устах».
2. Предписание пробуждать в себе ненависть к мидьянитянам: «Враждуйте с мидьянитянами и поражайте их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли…» (Бемидбар 25:17,18).
3. То же предписание в отношении того, кто подстрекает против Всевышнего: «Если будет уговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена лона твоего, или друг твой задушевный, тайно говоря: “пойдем и будем служить божествам иным, которых не знал ты и отцы твои”, Из божеств народов, которые вокруг вас, близких к тебе или далеких от тебя, от одного края земли до другого, То не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, и не жалей и не прикрывай его, Но убей его: рука твоя первой да постигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после» (Дварим 13:7-10).
Почему в этих случаях необходимо искусственно пробуждать в себе ненависть?
Если с Амалеком всё достаточно понятно, то два других предписания требуют разъяснения. Мудрецы обращают наше внимание на два сходных момента в ситуациях с мидьянитянами и с подстрекателем.
Во-первых, в каждой из них люди не просто грешили сами, но и стремились ввести в грех других. А это куда более серьезное преступление, чем совершить грех самому. Когда человек грешит сам, у нас еще есть возможность смягчить свое негативное отношение к нему. Закон обязывает нас толковать его поступки и слова лэ-каф зхут — «подыскивая оправдание», то есть, пытаться найти «уважительные причины» его поведению. Кроме того, не исключено, что человек этот и сам давно раскаялся в содеянном. А вот подыскивать оправдание тому, кто стремиться ввести в грех других, практически не представляется возможным.
Во-вторых, в обеих ситуациях существует опасность, что дело не дойдет до противодействия и возмездия. Почему? Зададим себе такой вопрос: кто однозначно возбуждает в нас ненависть: убийца, руки которого по локоть в крови, или «агитатор», который с помощью убеждения ввел в грех многих людей? Очевидно, что жестокий убийца почти ни у кого не вызовет сострадания, а с подстрекателем все гораздо сложнее…
Мидьянитяне не выступили открыто против Израиля, а пришли к народу с подарками и предложением о торговле. И лишь спустя какое-то время, прибегая к тонким уловкам, они стали вводить евреев в грех. Похожим образом обстоят дела и с подстрекателем, который не рекламирует свою деятельность, а работает тихо, исподтишка.
Свое растлевающее влияние на людские души он оказывает не с ножом в руках, а «мирными способами», с помощью бесед и убеждения. Так что в жизни он может показаться нам вполне обычным и даже миролюбивым человеком. Здесь как раз и кроется опасность того, что ненависть к этому виду зла так и не проснется в нас. И, чтобы «мирные» нечестивцы обязательно получили по заслугам, Всевышний предписывает нам не просто наказать их, а предварительно пробудить ненависть к ним в своих сердцах.
Посмотрите, как царь Давид в точности следует предписаниям Торы. О своих личных врагах, сильно досаждавших ему на протяжении всей жизни, он пишет: «Встали свидетели-злодеи: чего не знаю, о том допрашивают меня. Платят мне злом за добро, гибелью — душе моей. А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою!» (Тэилим 35:11-13). А ведь речь идет о врагах, желающих Давиду смерти. Но даже после этого, когда они сами оказываются в беде, Давид, не просто прощает их, а постится ради их выздоровления.
Однако всё это — только когда речь идет о преступлениях отдельных личностей. Когда же дело касается подстрекателей, Давид говорит: «Те, что призывают Тебя с коварством; произносят всуе (имя Твое) враги Твои. Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь! Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (там же, 139:20-22).
Нежно-жестокий
В конце книги пророка Шмуэля приводится одно имя: Адино Эцни (Шмуэль II 23:8). Комментаторы поясняют: речь идет о царе Давиде. Слова эти — не имена, а эпитеты. Слово адин переводится как «мягкий», «нежный», а эцни образовано от слова эц — дерево. Так наши мудрецы описывают важное качество царя Давида: когда он изучал Тору или принимал у себя людей, то становился мягким и добрым, когда же выходил на войну с врагами Всевышнего и народа Израиля, становился твердым, как дерево, и в каждом бою поражал по восемьсот человек.
А вот царь Шауль, будучи очень скромным человеком, как известно, на престоле удержаться не смог. Он совершил ряд грехов, которые стоили ему престола и жизни. Не подумайте, что Шаул не удержал власть из-за недостатка решимости и твердости. Он провел ряд победоносных войн, он жестоко преследовал Давида, а также чуть не убил своего сына Йеонатана, почти не задумываясь. И все это было как раз из-за неуместного милосердия. А то, как произошли сбои в работе механизмов души царя Шауля, наши мудрецы подробно описывают.
Предписание, как действовать, существует в каждой ситуации
Для каждой из приведенных Вами ситуаций в иудаизме существуют указания. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Обсуждаемой здесь теме можно присвоить название: «…ты увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Ваикра 19:17). Как следует из стиха, увещевать ближнего, когда он поступает неправильно, — заповедь Торы. Однако мудрецы последних поколений все меньше и меньше советуют прибегать к подобным действиям, т.к. наше поколение — ослабленное. Увещевать стоит лишь тогда, когда мы по-настоящему уверены, что человек воспримет упрек. Если же вероятность этого невелика, то лучше и не начинать.
Тут скрывается другая опасность: отношения с этим человекам могут быть испорчены, и испорчены навсегда. Как-то я слышал от машгиаха ешивы «Коль Тора» рава Йерухама Бородянского, что люди, по большому счету, не прощают обид. К сожалению, не зафиксировал, откуда он выводил это правило, помню, что было что-то из отношений братьев с Йосефом после смерти Яакова.
Так что Вы абсолютно правы: нужно тысячу раз взвесить прежде, чем перейти к действиям… Вначале попытаться оправдать того, кто покинул аудиторию посреди лекции, как предписано мудрецами: толковать слова и поступки человека, «подыскивая ему оправдание». А если это не получилось, взвесить, стоит ли увещевать человека. Ведь после этого он, возможно, вообще перестанет посещать уроки. И уж, конечно, ни в коем случае не бросаться на людей в порыве религиозного экстаза, чтобы сорвать нескромную одежду (честно говоря, думаю, что этот случай придуман нерелигиозными СМИ, которые прибегают к подобным уловкам с целью очернить религиозное общество).
С уважением, Нахум Шатхин
Читайте также: тема Гордость и гордыня
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ефим Свирский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?