Темы: Аризаль, Исправление, Раскаяние, Шломо, Давид, Тамар, Цари Израиля, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЭто новостью для Давида было, когда Авшалом убил Амнона? Или Давид действовал так не сознательно, а просто не мог унять своих сыновей? N.
Здравствуйте, N.
Спасибо за интересный вопрос!
После истории Давида с Бат-Шевой к нему приходит пророк Натан — увещевать царя. Рассказав притчу о богаче, укравшем единственную овечку бедняка-соседа, пророк спрашивает, какое наказание полагается преступному богачу. И царь Давид, не подозревая, что речь идет о нем самом, незамедлительно выносит вердикт: негодяй должен быть казнен, а за украденную овцу должен выплатить компенсацию — четырехкратную стоимость овцы.
Узнав, что суровый приговор он вынес сам себе, Давид немедленно раскаивается в содеянном и произносит: «Согрешил я перед Всевышним» (Шмуэль II 12:13). А пророк сообщает, что Всевышний простил ему часть вины и он не умрет. Но за «овечку» придется заплатить четырежды.
Как были реализованы наказания? В семье Давида происходит четыре трагедии. 1. Первый ребенок Давида и Бат-Шевы умирает на восьмой день после рождения. 2. Амнон насилует Тамар, приемную дочь Давида. 3. Авшалом убивает Амнона. 4. Сам Авшалом погибает в результате бунта против Давида.
Тамар была сестрой Авшалома, но родилась до того, как Давид женился на ее матери. И примечательно, что Давид воспринимал боль и трагедию приемной дочери так же тяжело, как и смерть родных сыновей.
Конечно же, у Давида был полный контроль над всем, что происходило в его доме. Царь должен был наказать Амнона за насилие над Тамар, но не сделал этого, потому что знал: в происшедшем есть и его вина. Однако этого не знал Авшалом, который решил, что Давид намеренно оставляет Амнона безнаказанным. В результате произошел самосуд, закончившийся убийством Амнона.
Но есть еще один комментаторский подход, проливающий свет на всё, что происходило не только в доме, но и в жизни Давида.
Рав Цви Вайсфиш в книге «Диброт Цви» (т.9, с.313) приводит интересное мнение о том, чем был движим царь Давид в своем служении Всевышнему. Всю жизнь Давид пытался привести под крылья Шхины различные духовные силы, находящиеся вне рамок святости, в среде других народов.
Самым ярким фактом в этом плане было использование Давидом захваченной короны царя аммонитян. А ведь наверняка Давид мог позволить себе корону, изготовленную еврейскими мастерами, во что бы это ни обошлось казне. Какая же необходимость была в использовании короны бывшего идолопоклонника?
Дело в том, что аммонитяне не просто поклонялись какому-то идолу, светилу или природной силе. Так было у других народов. Аммонитяне же поклонялись непосредственно Нахашу, тому самому Змею, что еще на заре человечества смог соблазнить Адама и Хаву. То есть — корню зла. И в победе над Аммоном Давид видел символ начала исправления всего мира.
Комментаторы утверждают, что «проект женитьбы Шломо на тысяче жен» также был инициирован царем Давидом. И за этим также скрывалось желание путем династических браков установить прочную связь с ведущими царскими дворами мира — чтобы затем способствовать всеобщему исправлению (Аризаль «Ликутэй Тора»). И это еще не все примеры.
Из источников следует также, что Давид, если и не стал бы инициатором брака Амнона и Тамар, то уж точно не возражал бы против этого (об этом говорит сама Тамар, см. Шмуэль II 13:13). Разумеется, ради исправления духовного корня народа, из царского дома которого происходила Тамар («Махамадея м-Имэй Кедэм»). Жаль только, что Амнон всё испортил…
Приведенные комментарии, если не оправдывают, то в какой-то мере объясняют причины «бездействия» Давида. Показывают, что всё произошло не из-за отсутствия контроля, а потому, что царь знал, насколько сложна ситуация, и понимал ее немного лучше других.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Зеев Урман
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Михаэль Солганик
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?