Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Давид намеренно бездействовал или просто не мог унять своих сыновей?

Темы: Аризаль, Исправление, Раскаяние, Шломо, Давид, Тамар, Цари Израиля, Комментарии

Отложить Отложено

Это новостью для Давида было, когда Авшалом убил Амнона? Или Давид действовал так не сознательно, а просто не мог унять своих сыновей? N.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, N.

Спасибо за интересный вопрос!

После истории Давида с Бат-Шевой к нему приходит пророк Натан — увещевать царя. Рассказав притчу о богаче, укравшем единственную овечку бедняка-соседа, пророк спрашивает, какое наказание полагается преступному богачу. И царь Давид, не подозревая, что речь идет о нем самом, незамедлительно выносит вердикт: негодяй должен быть казнен, а за украденную овцу должен выплатить компенсацию — четырехкратную стоимость овцы.

Узнав, что суровый приговор он вынес сам себе, Давид немедленно раскаивается в содеянном и произносит: «Согрешил я перед Всевышним» (Шмуэль II 12:13). А пророк сообщает, что Всевышний простил ему часть вины и он не умрет. Но за «овечку» придется заплатить четырежды.

Как были реализованы наказания? В семье Давида происходит четыре трагедии. 1. Первый ребенок Давида и Бат-Шевы умирает на восьмой день после рождения. 2. Амнон насилует Тамар, приемную дочь Давида. 3. Авшалом убивает Амнона. 4. Сам Авшалом погибает в результате бунта против Давида.

Тамар была сестрой Авшалома, но родилась до того, как Давид женился на ее матери. И примечательно, что Давид воспринимал боль и трагедию приемной дочери так же тяжело, как и смерть родных сыновей.

Конечно же, у Давида был полный контроль над всем, что происходило в его доме. Царь должен был наказать Амнона за насилие над Тамар, но не сделал этого, потому что знал: в происшедшем есть и его вина. Однако этого не знал Авшалом, который решил, что Давид намеренно оставляет Амнона безнаказанным. В результате произошел самосуд, закончившийся убийством Амнона.

Но есть еще один комментаторский подход, проливающий свет на всё, что происходило не только в доме, но и в жизни Давида.

Рав Цви Вайсфиш в книге «Диброт Цви» (т.9, с.313) приводит интересное мнение о том, чем был движим царь Давид в своем служении Всевышнему. Всю жизнь Давид пытался привести под крылья Шхины различные духовные силы, находящиеся вне рамок святости, в среде других народов.

Самым ярким фактом в этом плане было использование Давидом захваченной короны царя аммонитян. А ведь наверняка Давид мог позволить себе корону, изготовленную еврейскими мастерами, во что бы это ни обошлось казне. Какая же необходимость была в использовании короны бывшего идолопоклонника?

Дело в том, что аммонитяне не просто поклонялись какому-то идолу, светилу или природной силе. Так было у других народов. Аммонитяне же поклонялись непосредственно Нахашу, тому самому Змею, что еще на заре человечества смог соблазнить Адама и Хаву. То есть — корню зла. И в победе над Аммоном Давид видел символ начала исправления всего мира.

Комментаторы утверждают, что «проект женитьбы Шломо на тысяче жен» также был инициирован царем Давидом. И за этим также скрывалось желание путем династических браков установить прочную связь с ведущими царскими дворами мира — чтобы затем способствовать всеобщему исправлению (Аризаль «Ликутэй Тора»). И это еще не все примеры.

Из источников следует также, что Давид, если и не стал бы инициатором брака Амнона и Тамар, то уж точно не возражал бы против этого (об этом говорит сама Тамар, см. Шмуэль II 13:13). Разумеется, ради исправления духовного корня народа, из царского дома которого происходила Тамар («Махамадея м-Имэй Кедэм»). Жаль только, что Амнон всё испортил…

Приведенные комментарии, если не оправдывают, то в какой-то мере объясняют причины «бездействия» Давида. Показывают, что всё произошло не из-за отсутствия контроля, а потому, что царь знал, насколько сложна ситуация, и понимал ее немного лучше других.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше