Темы: Шмита, Рабство, Еврейский закон, Йовель, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо?
Спасибо за вопрос!
Разумеется, в наше время рабство запрещено и не практикуется, однако, давайте рассмотрим его основные принципы, описанные в Торе, которые несут немаловажные уроки и для нас с вами.
Есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо?
Феномен «абсолютного» раба впервые возникает после Потопа. Когда Ноах проклял своего сына Хама, проклятие реализовалось на сыне Хама, Кнаане, как сказано: «…проклят Кнаан: раб рабов будет он у братьев своих» (Берешит 9:25).
Талмуд говорит (Кидушин 68а), что «кнаанейский раб подобен ослу». То есть, поскольку у него нет «самоопределения», поскольку он является собственностью хозяина, то ничем не отличается от осла. К другим народам мира это не относится. Однако если человек из другого народа попадет в рабство, то и он будет зваться «кнаанейским рабом», хотя не является кнаанейцем.
Это было нововведением, чем-то не совсем естественным. Ведь человек по своей природе всегда стремится к свободе. Ему даны полномочия владеть и управлять другими животными. А что произошло с человеком, который стал рабом? Теперь им владеют и ему приказывают, что делать. Поэтому абсолютный раб и уподобляется ослу, а не человеку. Ведь от него требуется только одно — тяжелый труд, как от животного.
О еврейском рабе впервые упоминается в главе Мишпатим. Там сказано: «Если купишь раба Иври, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю даром» (Шмот 21:2). Рабейну Бахье объясняет: не просто так еврейский раб называется рабом Иври, а не рабом Исраэли. Почему? Первым из нашего народа в рабство был продан Йосеф. И о нем сказано: «А там был с нами юный Иври, раб начальника телохранителей» (Берешит 41:12). И впредь весь период, когда евреи были рабами, египтяне продолжали называть их иври.
Но после дарования Торы статус всех евреев повысился. Теперь каждый еврей стал способен принять на себя выполнение заповедей — «ярмо Небес». И отныне он не может опуститься ниже этого уровня. Его уровень всегда будет уровнем «Адама — свободного человек», но не раба. И даже — если он будет продан в рабство. Ведь на горе Синай было сказано: «Ибо Мне сыны Израилевы рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикра 25:55). С того самого момента тела евреев принадлежат Всевышнему. И не могут больше принадлежать никому другому. И, если еврей готов стать еще чьим-то рабом, его невозможно назвать «исраэли». Когда свободный еврей добровольно соглашается стать чьим-то рабом, он словно возвращается в египетское изгнание. И такого человека подобает звать не «раб Исраэли», а именно «раб Иври».
Пишут авторы Тосафот в трактате Кидушин (22 б), что гиматрия — числовое значение слова מרצע (шило) — 400. Это намекает на четыреста лет египетского изгнания, после которого Всевышний вывел евреев на свободу. А этот еврей, сейчас, после выхода из Египта и дарования Торы, хочет найти себе другого хозяина. Поэтому его ухо будет проколото шилом.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Яков Шуб
Ведь многие народы так и не смогли…
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»
Сколько названий у шмиты?
Рав Нахум Шатхин
Когда надо разрушить ограду?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его