Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Отвечает рав Нахум Шатхин

Уважаемая N.,

Как удостоиться создания семьи и рождения потомства (сгула лэ-зивуг агун)?

Рав Элияу Дискин пишет, что опыт нашей повседневной жизни показывает: вовсе не обязательно все без исключения дети мудрецов Торы также становятся мудрецами Торы. Это известное явление. Сказано в «Ялкут Хадаш» (18): дети мудрецов Торы не всегда вырастают похожими на своих отцов, чтобы члены этих семей не сказали потом, что Тора является лишь их уделом. И чтобы они не обособлялись от остального народа.

Мудрость Торы, как и богобоязненность, остается уделом всего народа, а не только семей мудрецов. Иными словами, мудрость и богобоязненность не наследуются, нет такого гена.

Однако дети бывают похожими на родителей не только внешне. В чем они похожи? Говорят наши мудрецы, что это мидот товот — хорошие качества. И если в какой-то семье многие поколения работали над собой, самосовершенствовались, стремились исправить свои качества, это может передаться детям — как «по линии генов», так и через личный пример членов семьи. Для многих семей, например, как мы можем наблюдать, милосердие является естественным.

Не случайно Аврааму было сообщено, что у него родится сын, именно тогда, когда он оказывал милосердие и гостеприимство, принимая у себя путников. И женщине из Шунэма (см. Млахим II 4; это афтара к главе Ваера) было сказано, что у нее родится сын, после того, как она оказала гостеприимство пророку Элише.

Так почему же именно в награду за гостеприимство можно удостоиться потомства?

Мудрецы объясняет это так. Очевидно, что, когда у человека не получается создать семью или привести детей в этот мир, ему нужны особые заслуги для исправления ситуации. И какие особые заслуги могут здесь помочь? Чем человек может заинтересовать Небеса, чтобы вымолить потомство?

Первое, что приходит на ум, — разумеется, заслуга изучения Торы. Например, человек уверен: надо пообещать Всевышнему, что, если Он дарует ему сына, то сын этот, став мудрецом Торы, совершит много важных открытий и воспитает множество учеников.

Дать такое обещание — очень здорово и очень впечатляет. Однако на пути его выполнения стоит одна серьезная преграда. Мы упоминали выше, что никто, к сожалению, не может быть уверенным, что его сын станет мудрецом Торы. По той же причине человеку не следует давать обещание, что он воспитает богобоязненное потомство.

Что же тогда остается? Чем «наверняка» можно заслужить милость в глазах Творца? И вновь ответ будет следующим: особых заслуг можно гарантированно удостоиться, проявляя милосердие и, в частности, — гостеприимство. Если человек будет принимать дома гостей, нуждающихся в этом, весь дом наполнится духом гостеприимства. Дети же, растущие в доме, который дышит милосердием, непременно впитают эту атмосферу и продолжат традицию в будущем.

Рав Дискин рассказывает: однажды он посетил рава Якова Эдельштейна, главного раввина города Рамат а-Шарон, вместе со своей дочерью, чтобы попросить благословение на удачный шидух. Первым делом рав Эдельштейн посоветовал ежедневно читать тридцать вторую главу Тэилим. Ведь там есть стих (6), «намекающий» на нахождение пары: «Поэтому молится Тебе каждый благочестивый во время нахождения (лэ-эт мцо)…». Нахождения чего? —  Достойной пары. (Рав сказал читать всю тридцать вторую главу, а завершив ее, попросить  о создании семьи — ради заслуги Авраама-авину).

Но какое отношение к этому имеет Авраам-авину (наш праотец)?

Это рав Эдельштейн пояснил с помощью следующей истории.

Однажды к Хафец Хаиму пришел еврейский парень, которому предстояло отбывать воинскую повинность. Он обратился к мудрецу с просьбой молиться за его освобождение от призыва в польскую армию. И тогда Хафец Хаим стал рассуждать вслух, говоря: «Ну чем Хафец Хаим может помочь в этой ситуации? Вот если я поговорю с польским генералом, разве это поможет?»

Юноша ответил, что он имел в виду не ходатайство перед польскими властями, а благословение — чтобы рав благословил его избежать призыва в польскую армию. Тогда Хафец Хаим продолжил рассуждать: «Вот Исраэль-Меир обратится к Творцу с твоей просьбой. А в ответ Всевышний спросит: какая польза от этого будет Небесам? Какой прок будет от того, что этот молодой еврей вместо армии пойдет работать в магазин своего отца?»

Юноша молчал, не зная, что ответить. Тогда Хафец Хаим схватил его за руку и произнес: «Я скажу тебе, что Исраэль-Меир может сказать Всевышнему. Если ты обязуешься все те годы, на которые получишь освобождение от армии, посвятить изучению Торы в ешиве, тогда у Исраэля-Меира появится веская причина обратиться с этим к Творцу».

Юноша ответил, что готов пойти на это. Но Хафец Хаим не стал полагаться на простое обещание, а потребовал рукопожатия в знак заключения сделки. Сказано — сделано. И всё получилось согласно этой «сделке».

Парню чудом удалось избежать призыва, после чего он несколько лет проучился в ешиве. А потом стал шойхетом и создал прекрасную семью, в которой служение Всевышнему было главным, а так было далеко не у всех в те тяжелые времена.

После этого рав Эдельштейн добавил:

«Какой вывод я сделал из этой истории? — Чтобы удостоиться благословения Всевышнего, нужно представить Ему план: что я сделаю полезного, если Всевышний мне поможет.

Дочери, живущей в доме отца, трудно быть самостоятельной. Все правильные действия в доме совершаются по инициативе родителей. И в такой ситуации девушке тяжело что-то обещать Небесам. Но она может пообещать: если ей посчастливится создать семью, то в этой семье будут оказывать много милосердия. Тогда ей уже есть, с чем обратиться к Творцу. Ведь она хочет создать семейный очаг — в том числе и для того, чтобы выполнять заповедь гостеприимства».

А потом, рассказывает рав Дискин, рав Эдельштейн заговорил с дочерью: «С Б-жьей помощью, после эрусин, когда пойдешь покупать мебель для дома, купи еще одну кровать, для гостей. И каждый раз, произнеся тридцать вторую главу Тэилим, говори, что ты хочешь создать семейный очаг в заслугу Авраама-авину. Что он удостоился потомства в награду за гостеприимство и ты хочешь построить гостеприимный дом. И тогда молитве будет за что “зацепиться”».

Одна девушка рассказала раву Эдельштейну, что еще до свадьбы купила дополнительную кровать. Ее бабушка часто посещает ее и ее сестер. Но только в ее доме бвбушка остается ночевать. Почему? Да очень просто: потому что в ее доме есть дополнительная кровать.

Возможно, именно это имеет в виду мидраш, когда говорит, что Авраам, Сара и женщина из Шунема, предоставлявшая кров пророку Элише, удостоились потомства в награду за гостеприимство. Потому что у Всевышнего есть причина благословить такие дома потомством.

(Кроме того, рав Дискин добавляет: известно, что открытие Арон а-Кодэш (ковчега для свитков Торы) и благословение коэнов являются моментами благоволения: в это время раскрываются Небесные врата и связь с Небесами становится более ощутимой. Очень стоит в момент открытия Арон а-Кодэш, упоминать то, заветное, желание. И нужно постараться произнести стих Тэилим (32:6) до того, как молящиеся скажут: «Амен!» после завершающих слов третьего благословения: «Да обратит Господь к тебе Лик Свой и да пошлет тебе мир!» — Иса а-Шем Панав элеха вэ-ясэм лэха шалом).

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше