Темы: Исправление, Моше, Идолопоклонство, Храм, Устная Тора, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах.
Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон?
Здравствуйте!
Свиток Торы царя Йошияу
Прежде всего, заметим, что Ваш вопрос — один из наиболее частых. Он возникает у каждого, кто внимательно читает книгу Млахим (Цари II 22:8): «И сказал первосвященник Хйлькийау Шафану, писцу: книгу Торы нашел я в доме Господнем. И подал Хйлькийа книгу Шафану, и тот читал ее».
1. О том, что произошло в годы правления царя Йошияу, сказано в Иерусалимском Талмуде. А наиболее подробно об этом пишет Маари Альбо в «Сефер а-Икарим» («Книге основ» 3:22).
Праведный царь Йошияу решил произвести капитальный ремонт Иерусалимского Храма, который не ремонтировался более двухсот лет. Всевышний «использовал этот момент», чтобы намекнуть евреям: не мешало бы провести и духовный капитальный ремонт. Чтобы побудить их к раскаянию, Всевышний дал им возможность найти спрятанный свиток Торы, написанный самим Моше незадолго до кончины. Всего Моше написал тринадцать свитков, которые были разосланы коленам Израиля.
По Закону евреи должны читать Тору трижды в неделю. Каждый раз свиток перематывают до необходимого места и он остается в таком виде до следующего использования. Однако свиток Моше, находившийся в Храме, всегда был перемотан на начало потому, что почти не использовался. И вот его «случайно» нашли во время ремонта. (Он действительно мог быть утерян, потому что до Йошияу правил его нечестивый отец Амон. А до этого — и нечестивый дед Менаше, который, правда, в последние годы пришел к раскаянию и жил как праведный еврей; см. лекцию «Цари Менаше и Амон»).
И этот свиток был обнаружен перемотанным не на начало, а почти в конец, и открыт на стихе: «Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню» (Дварим 28:36). (То есть, открыв свиток, люди увидели именно тот лист, во главе которого находился этот стих).
Это было воспринято как предупреждение о грядущем наказании. Поэтому Йошияу и разорвал свои одежды, как положено при трауре. Ну, а дальше Вы сами легко всё поймете по тексту. За правильное отношение к предостережению Свыше наказание за грехи народа пришло не в дни Йошияу, а двадцать два года спустя.
2. Предыдущие нечестивые цари — Амон, Менаше и другие — не старались целенаправленно уничтожить Тору. Соответственно, тот, кто не хотел поклоняться идолам, мог соблюдать Тору, если не открыто, то уж тайно — точно. Кроме того, предположение, которое «напрашивается» после чтения этой главы, — о том, что Тора была забыта, опровергается обещанием в самой Торе:
«Когда Я введу его (народ) в землю, как Я клялся отцам их, текущую молоком и медом, и он будет есть, и когда насытится и утучнеет, и обратится к богам иным, и будет он служить им, а Меня отвергнет, и нарушит он завет Мой, То вот, когда постигнут его многочисленные бедствия и невзгоды, будет песнь эта свидетельствовать против него как свидетель, так как она не забудется в устах потомства его; ибо знаю Я стремление его, которое он осуществит, (уже) сегодня, прежде чем Я ввел его в землю, о которой Я клялся» (Дварим 31:20, 21).
3. А ответственность за передачу Устной Торы лежала на лидерах народа. Они отбирали и воспитывали учеников-преемников, которые продолжали путь своих учителей.
Один из примеров. В Книге Даниэля рассказано о последнем дне царя Бельшацара, внука Невуходнецара. Во время пира, как известно, на стене появилась надпись. Никто из присутствующих, а там наверняка были и еврейские мудрецы, не смог ее прочитать. Почему? По мнению Радбаза, надпись была сделана «ассирийским письмом» (ктав ашурит), а в те времена так были написаны только заповеди на Скрижалях Завета. Никто не мог увидеть их и остаться в живых.
Только Даниэль смог прочесть надпись — потому, что получил знания об этом шрифте от своих учителей. Разумеется, и другие великие люди того поколения, такие, как Эзра, Нехемия и Мордехай, также могли бы ее прочесть. (Уже позже Эзра снял с ассирийского письма гриф «совершенно секретно», и сегодня наши свитки Торы, тфилин и мезузы пишутся шрифтом ашурит).
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его