Темы: Зоар, Йецер а-ра, Предназначение, Храм, Мишкан, Яаков, Природа, Ковчег Завета, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета?
Здравствуйте!
Когда по стану народа Израиля был передан приказ о начале сбора материалов для возведения Мишкана, среди материалов было упомянуто дерево — ацей шитим (Шмот 25:5). Перевод названия этого дерева на русский пока не привожу намеренно.
Если просмотреть пояснения комментаторов, становится ясно, что речь идет о неплодовых деревьях. Это связано с запретом вырубки плодовых деревьев: «Только дерево, о котором знаешь, что оно не приносит плодов съедобных, его можешь портить и рубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобою войну, пока не покоришь его» (Дварим 20:20).
Правда, запрет этот не действует, когда речь идет об изготовлении принадлежностей Мишкана и возведении Святилища, для этого плодовые деревья можно было бы использовать. Однако Творец показывает, как достойно смотреть на мир: если для Мишкана Творец не повелел использовать плодовые деревья, то нам тем более не подобает использовать их для строительства своих домов и для других своих нужд.
Это объясняет, почему не было выбрано плодовое дерево. Однако не объясняет, почему из всех неплодовых деревьев было выбрано именно дерево шита?
И теперь пришло время разобраться в названиях деревьев и их видовой принадлежности.
Сказал раби Ханина: кедры в этом мире были созданы лишь для того, чтобы использовать их при возведении Святилищ. Кедры использовались при строительстве Мишкана и его принадлежностей в пустыне, и об этом сказано в стихе: «Насыщаются деревья Господни, кедры Леванона, которые насадил Он» (Теилим 104:16). «Что такое Леванон? — продолжает раби Ханина. — Это Храм, где искупаются (“отбеливаются”) все грехи народа Израиля».
Говорит раби Йоханан: человеку вообще не подобает использовать аразим (кедры) для собственных нужд. Это потому, что изначально кедры были созданы Всевышним только для возведения Храма, как сказано: «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Ярдэном, на эту гору прекрасную и на Леванон» (Дварим 3:25).
Раби Шмуэль бар-Нахмани приводит высказывание раби Йоханана, своего учителя: в мире существуют двадцать четыре вида кедров, но лишь семь из них считаются превосходными (Берешит Рабба 15).
Итак, из слов мидраша следует, что при возведении Мишкана и Храма, а также для создания их принадлежностей использовались кедры. Это же следует из комментария Раши к недельной главе Трума (Шмот 25:5), где он поясняет, что Яаков привез в Египет саженцы аразим. Из них выросли кедры, которые евреи и вынесли с собою из Египта.
Но ведь египетская земля была подобна Ган-Эдену, где произрастали все виды растений и деревьев. Почему Яаков не использовал местные саженцы? Отвечают комментаторы: Яаков хотел использовать лишь те саженцы, что выросли в Святой Земле, а не саженцы нечистой земли Египта. Но ведь и Святая Земля во времена наших праотцев была осквернена кнаанейскими идолами?! Верно. Поэтому Яаков взял не просто саженцы, а ростки от эшеля Авраама. А Авраам получил этот эшель прямиком из Ган-Эдена (Берешит Рабба 94:4).
Получается, что эшель — это не тамариск, как часто переводят, так же, как шита — не акация. Сегодня так принято называть тамариск и акацию. Вероятно, потому, что так решили отцы современного иврита или академики из Академии языка иврит. Однако это совсем не соответствует тому, что приводится в наших источниках.
Эшель Авраама
«И насадил эшель в Беэр-Шеве…» (Берешит 21:33).
Почему же знаменитый кедр Авраама зовется эшелем, а не эрезом? Мидраш говорит: слово אשל — эшель — намекает на три вида милосердия, которое Авраам оказывал гостям. Буква א — алеф — означает ахила (еда). Буква ש — шин — штия (питье). А буква ל — ламед — ливуй (проводы) гостей после отдыха в шатре у Авраама. (Согласно другому объяснению, буква ламед означает лина — ночлег).
Ацей шитим
О том, же почему кедры для Мишкана и Храма назывались шитим, говорится в Книге Зоар: «613 заповедей даны нам для того, чтобы уберечься от 613 видов дурного начала и, в частности, от самого тяжелого — разврата, зовущегося шитим. Так сказано в трактате Бэхорот (5 б): почему место, где сыны Израиля предавались разврату с мидьянитянками, называется Шитим? Потому, что они глупо последовали за духом распутства» (штут — «глупость», созвучно шитим).
Страсть к разврату и огонь Торы имеют один духовный корень
В талмудическом трактате Йома (69 б) рассказывается, как мужи Великого собрания «отменили» дурное начало идолопоклонства и разврата. Там сказано, что эти мудрецы удостоились внимания Небес после того, как постились три дня и три ночи. Тогда Всевышний дал им право на уничтожение дурного начала, побуждавшего евреев служить идолам.
Сразу после этого увидели мудрецы, что из Святая Святых вышел огненный силуэт льва, и поняли они, что это и есть йецер а-ра идолопоклонства. Сразу же схватили его мудрецы, и лев тот издал рык, который разнесся на сотни фарсангов. Что делать? Решили упрятать льва в свинцовую бочку и закупорили свинцовой крышкой. Свинец хорошо поглощает звук, пусть рычит. Пророк Зхария, бывший среди тех мудрецов, говорит об этом событии: «И сказал он: это преступность, и бросил ее в эйфу, и бросил камень свинцовый в уста ее» (5:8).
Увидев, что Небеса благоволят им, мудрецы решили развить успех. Стали молиться Всевышнему, чтобы Он отдал в их руки и дурное начало, побуждающее к разврату. И эта молитва не осталась без ответа.
Однако йецер разврата оказался изворотлив и предупредил мудрецов: если его влияние уничтожить, то мир быстро прекратит свое существование. Решили не уничтожать, а проверить. Посадили йецер под арест на три дня и стали ждать, что произойдет. За три эти дня не было найдено ни одного куриного яйца, снесенного в этот период. Тогда поняли мудрецы, что петух больше не желает приближаться к курице, а муж не захочет прийти к жене. Так человечество быстро прекратит свое существование. Что сделали? Ослепили его на один глаз.
Рав Цадок а-Коэн из Люблина («Цидкат а-Цадик» 242) приводит еще одну, скрытую, причину такого поступка мудрецов Великого собрания. Он утверждает, что страсть к разврату и страсть к изучению Торы обладают общим духовным корнем. Мудрецы понимали, что, полностью уничтожив дурное начало, толкающее людей к разврату, они уничтожат и тот огонь, который просыпается в душе еврея при изучении Торы. И, если бы это произошло, то сегодня изучение Торы стало бы похожим на «сухой» процесс усвоения знаний, как изучение любой другой «дисциплины». И тогда пропала бы настоящая страсть, охватывающая тех, кто учит Тору, в моменты постижения ее мудрости.
Как сказано в Зоаре, см. выше, шита олицетворяет одну из самых сильных сторон нашего дурного начала. Но и кедры для Мишкана и Ковчега Завета также назывались шита. И не случайно деревянная сердцевина Ковчега Завета помещена между листами золота. Это намек на то, каких духовных вершин можно достичь, если мужское начало будет обуздано и направленно в верное русло.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
В народе было всего две повитухи?
Рав Овадья Климовский
Ведь Тора лаконична...