Как руководителю понять: это подчиненные наглые или я высокомерный?10 декабря, отвечает Рав Меир Мучник Шавуа тов (хорошей недели)! Как в современном мире не перепутать неуважение к тебе с собственным зазнайством и самомнением в случае, если ты являешься руководителем? В любой компании у каждого сотрудника есть должностные обязанности. Казалось бы, всё просто: если сотрудник их выполняет, с него взятки гладки. Но всё же есть то, что не прописано на бумаге, отношения между начальником и подчинённым — приветствие, внимание и т.д. Недавно у меня появился подчиненный, которого хочу уволить — не потому, что делает ошибки (не ошибается тот, кто ничего не делает), а потому, что ведёт себя пафосно, высокомерно конкретно по отношению ко мне. В таких случаях сразу приходит на ум две ситуации из Библии. Мордехай отказался кланяться Аману, Урия не принял подарки от царя Давида, про Йоава сказал царю «господин мой» вместо «раб твой» (Шмуэль II 11:11)… Да и к Йоаву вопросы от Давида о невыполнении приказов. И вот как стать порядочным руководителем, а не самоутверждающимся за счёт других или любующимся своей властью человеком? N. Читать дальше |
|
У меня вопрос к Б-гу: где мой заслуженный финансовый успех?1 декабря, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Прежде всего я хочу Вас поблагодарить за возможность задать Вам вопрос и получить ответ. Мой вопрос вот какой: почему Б-г может не давать браху (благословение) в финансах? Смотря на свою жизнь (мне 31 год) я вижу, что в целом всё делал правильно для того, чтоб получить финансовый успех. Конечно, можно найти уйму недостатков и недочетов, но у кого этого нет? И всё же, на мой взгляд, Б-г дал мне все инструменты для успеха, и я их использовал в силу своих возможностей. Я окончил художественный ВУЗ, работал в разных сферах, пока не устроился в большую международную компанию в 23 года. Вырос до той степени, что решил уйти и открыть свой бизнес, это был риск, но я решился. Открыл свой бизнес, вертелся, как мог, и в целом был маленький — но успех. В 2022 году в мой город пришла война, и я решил выехать со своей семьей (жена и ребенок) за границу. Свой бизнес решил закрыть, так как не было желания, а также я не видел возможности его продолжать тянуть в том стрессе, который был в 2022 году. С сотрудниками честно разошелся, дав им 3-месячную зарплату. В эмиграции я снова рискнул начать новое дело, был большой шанс заработать хорошие деньги. Подумал, что вот сейчас нужно собраться и изо всех сил хорошенько поработать пару месяцев ради большого заработка. Но, увы, а возможно даже — слава Б-гу, то дело принесло совсем малый доход. После всего пережитого стресса решил успокоиться и жить «как птица небесная», что Б-г даст, то и будет. И знаете, что? Б-г давал всё необходимое. Сейчас я уже год как работаю в небольшом агентстве. Б-г дал много за этот год, и я искренне благодарен за это. На данный момент имею стабильный доход но, честно говоря, не могу свести концы с концами. Необычно это произносить, но я на данный момент нищий. Удачливый, да, но нищий. Мой бывший начальник, он учился на раввина, говорил мне в начале моего пути в бизнесе, что я буду очень много и тяжело работать прежде, чем достигну финансового успеха. Поэтому у меня вопрос к Б-гу: почему я так старался и тратил много сил, нервов, рисковал, но так того самого успеха и не достиг? N. Читать дальше |
|
Мне исполнилось семнадцать. Какие советы и напутствия вы могли бы мне дать?19 ноября, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом, Уважаемый Рав! Сегодня у меня день рождения, мне исполнилось 17 лет, какие мудрые советы и напутствия Вы могли бы мне дать? Тода раба (спасибо большое)! Читать дальше |
|
Полтора года я был в тяжелейшей ситуации. И никогда не был так близок к Творцу…12 ноября, отвечает Рав Моше Аксельрод Уважаемые раввины, прошу помочь мне разобраться в следующем вопросе. На протяжении всего прошлого года и почти половины этого у меня была тяжелая жизненная ситуация: потерял работу, у близкого человека обнаружили ту самую болезнь, влез в страшные долги перед банками — и были дни, когда не было денег совсем. Один раз даже вынужден был в пекарне попросить хлеб за помощь в перетаскивании мешков с мукой. Я был на грани, но продолжал уповать на Творца. И при этом «чудесным образом», несмотря ни на что, я ни дня не голодал. Ретроспективно оценивая, скажу, что никогда в жизни я не был так «близок с Творцом» в своих молитвах и в своем плаче, как в те времена. И в один миг Творец мне помог с работой. Долги погашаются. Сначала было облегчение и чувство радости. Но сейчас я чувствую, что нет той «надрывной связи», близости с Творцом. Появилось чувство вины за радость. Как мне справится с этим чувством? Не опускаться же намеренно опять в нищету?! С уважением, N. Читать дальше |
|
Почему я не могу пройти «антигиюр» и перестать быть евреем?11 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Почему если существует гиюр, когда нееврей может по своему желанию стать евреем, то я не могу пройти какой-то «антигиюр» и перестать быть евреем, с учетом того, что я еврей по праву рождения? Мне надоела эта религиозность, если честно, мне не нравится постоянно выделяться и волноваться за каждое действие и сверять его по книжкам. Не сочтите вызывающим такое сообщение, я просто у своего раввина не осмелюсь спросить. Почему право выбора есть только у неевреев? Максим Читать дальше |
|
После работы постоянно вспоминаю: вдруг я сделал что-то неправильное, странное?4 ноября, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом! Ежедневное общение с людьми по работе оставляет на душе отпечаток — как положительный, так и негативный. После работы долго не могу придти в себя. Нахожусь под впечатлением пережитого дня. Как вообще быстро переключиться? Стараюсь молиться, читать Тору, но в сердце ничего не лезет, потому что воспоминания не отпускают меня: а вдруг я кого-то обидел или начальник по-другому поздоровался со мной сегодня, или, может, я совершил что-то странное, что мне показалось нормальным, и т.д. Подобные мысли мешают сконцентрироватся... С уважением, Давид Читать дальше |
|
Недостатки, которые видим в других, — зеркало наших недостатков?16 сентября, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте. Много раз слышала, что недостатки, которые мы видим в других людях, — это зеркало, указывающее на наши недостатки. Конечно, при желании человек всегда может найти, где он несовершенен, в любой области. Например, если кто-то живет с очень вспыльчивым человеком, — значит ли это, что при своем спокойном характере ему всё равно нужно убрать все до последней крупинки гнева и тогда зеркало перестанет злиться? Или же, как и в зеркале, правое — это левое, а левое — это правое? Т.е. ущербность, причем адекватно соразмерную, нужно искать в связанном, но противоположном качестве? (Например, ложь, о которой сказано, что «тот, кто смотрит в глаза лгуна, злится», а также «неправду говорят тому, кому правду говорить боятся»)? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Неудача — верный знак, что в данном направлении двигаться не стоит?27 августа, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Если успех или неудача в любом деле — от Всевышнего, то как правильно относиться к неудачам? Это абстрактный вопрос, мне хотелось бы понять общий вектор, как следует мыслить в таких ситуациях. Как понять, в какой ситуации, если что-то не вышло, то это верный знак, что в данном направлении двигаться не стоит? А в каком случае следует улучшить свой иштадлут (усилия, старания для достижения цели)? Или, может быть, абсолютно всегда следует пытаться до победного конца? Например, если у человека не выходит реализоваться в професии или бизнесе, должен ли он выгрызать успех из жизни через кровь, пот и слезы? Или следует подумать о смене сферы деятельности? Есть ли формула, по которой можно понять, когда пробовать еще, а когда хватит стучать в эту дверь и пора идти искать другую? N. Читать дальше |
|
У женщины нет заповеди иметь потомство?30 июля, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. У вас очень полезный сайт. Мельком прочитала где-то, что мужчина-еврей обязан иметь потомство, а женщина может выбирать сама, иметь ли детей. Я правильно поняла то, что прочитала? Я не чайлдфри, но у меня есть серьёзная проблема со здоровьем. Поэтому не очень хотела бы рожать. Что в этом плане принято у евреев? N. Читать дальше |
|
Почему считается постыдным выложить фото в белье, но не стыдно унижать слабых?22 июля, отвечает Рав Моше Аксельрод Для меня всегда было загадкой, почему в обществе считается постыдным выложить фото в белье или поцелуй, но не стыдно быть хамом, быдлом, лжецом, лицемером, завистником, идти по головам и унижать слабых. Давид Читать дальше |
|
Запрещено покупать детские вещи, пока ребенок не родился?18 июля, отвечает Рав Яков Шуб У нас скоро родится ребенок, мы бы хотели купить кроватку и кресло для ребенка в машину, но подруга говорит, что это запрещено делать до рождения ребенка. Что же делать? Адель Читать дальше |
|
Почему Б-г посылает богатство тем, кто ведет предосудительный образ жизни?14 июля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Такой вопрос: почему я молюсь, прошу Б-га помочь мне с финансами, чтобы всё стало лучше (причем хороший заработок, есть связи), но когда дело доходит до «дела», то ничего не получается? Я надеваю тфилин, соблюдаю Шаббат, кашрут, каждый день читаю Тэилим (Псалмы) и использую сгулот[i], но ничего не приходит. Почему это так? Есть евреи, которые не молятся, не соблюдают ничего и даже ведут образ жизни, который по Торе является одним из самых осуждаемых, но всё же они очень богатые люди. Почему Б-г не дает такой возможности мне? Эйтан [i] Сгулот — «чудесные» средства, с помощью которых евреям можно достичь какого-либо положительного результата с неочевидными причинно-следственными связями. Читать дальше |
|
Неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего27 июня, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, ушла сестра моей хорошей знакомой. Сейчас она сидит «шива» (соблюдает семидневный траур). Я всегда неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего. С законами более-менее я знакома, а вот хотелось бы получить консультацию, как лучше поддержать человека, как найти правильные слова и правильный подход. Лиза Читать дальше |
|
Как сделать так, чтобы мой иудаизм не был механическим?23 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый раввин, я баалат-тшува (стала соблюдать еврейскую Традицию). Вначале каждый «религиозный опыт» был особенным. Спустя два года я чувствую, что Иудаизм стал совершенно механическим. К сожалению, я не испытываю те же ощущения, когда молюсь или выполняю другие мицвот (заповеди, данные евреям). Но особенно — когда молюсь. Из-за этого мне стало трудно делать любые мицвы. Как сделать так, чтобы мой Иудаизм не был механическим и чтобы всё, что я делаю, было сделано с каваной (осознанно, с правильным настроем)? С глубоким уважением, Хана Читать дальше |
|
Что значит любить себя?19 июня, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Есть сложный вопрос. Очень нуждаюсь в Вашей помощи. Пожалуйста, помогите сориентироваться. Во время очередной беседы с сыном я объяснял слова «Люби ближнего как самого себя». На что получил хороший вопрос. — А что это значит? — спрашивает он. Я же не растерялся и начал объяснять: — Если тебе приятно получить пирожок от кого-то, попробуй дать пирожок кому-то, и таким образом ты сделаешь другому человеку то, что ты хотел бы получить сам. На что он мне говорит: — Не-е-ет. Ты меня неправильно понял. А что значит любить себя?.. Я уже не помню, что ему ответил, но заданный им вопрос меня до сих пор беспокоит. У меня не получается найти универсального ответа. Просмотрел, как мне кажется, все доступные источники, а ответа всё нет. Или они очень поверхностные. Или я его просто не нашел. А если нет ответа или я не могу сформулировать этот ответ, то, скорее всего, я этого просто не знаю. А всю проблему, которая меня «охватила», я постараюсь описать. Культура, в которой мы родились и росли, это та культура, которая во многом определила, какими мы станем в будущем. Она оставила после себя очень травматическое наследие. Это наследие, которое называется воспитанием, коснулось многих из нас, и думаю, что оно еще какое-то время будет существовать. Я не застал красный режим. Я рос в период его разрушения и становления современных демократических государств. Описывать буду личный опыт. Садик не помню. Школа. С первых классов учителя пытались установить в классе порядок. Ничего не имею против порядка. Только какой ценой это достигалось? Путем постоянного, публичного унижения детей. Постоянное повторение и подчеркивание детской несостоятельности, неспособности что-то сделать, постоянное принижение интеллектуальных возможностей. Применение силы в младших классах. Запугивание. Фамильярность. Подчеркивание того, что «вы ничего не можете». Опять вы не готовы? То есть: вы какие-то лузеры. Чего вы в жизни достигнете? Тебе только в шахте работать. Бывали и такие случаи. Вопрос учителя: — Кто будет к празднику готовить актовый зал? Петров тянет руку. — А, Петров. Нет-нет-нет. Он же бабушку через дорогу не может перевести. Или еще: — Ну, сколько раз вам говорить одно и тоже? — раздраженным голосом говорит учитель (то есть обращается как к каким-то идиотам). — Ну, сколько же раз вам это еще повторять? Хвалили редко, и то — за оценки. То есть личность ребенка как таковая положительно не оценивалась. С нею даже никто не считался. В школе я проявлений любви от учителей не увидел. Всё, что видел, — так это учительский долг. Обязанность. Унижение. Подчеркивание физического превосходства. Эмоциональные и фактические угрозы. Была ли здесь любовь? Когда приходили домой, ситуация не сильно менялась. Какие оценки получил? Почему двойка? Что ты опять натворил, почему в школу опять вызывают? Сколько раз тебе говорить переодевать штаны, когда приходишь домой. Ты уроки сделал? Ты уверен, что сделал уроки? Так же, как вчера, — а сегодня принёс двойку? То есть, всё воспитание проводилось, опять же, из чувства долга, обязанности, возможно, — стыда перед друзьями или, наоборот, из желания показать свое превосходство над друзьями. Постоянное сомнение в способностях ребенка. Недоверие его личности. Угрозы. Наказания. И почти никакого поощрения. Любовью ли это было? Наверное, в их представлении — да. Но какую модель любви увидели дети? Я очень хорошо понимаю, что если бы не мои родители, то меня бы здесь и сейчас не было. Я их очень ценю и очень им благодарен за всё, что они сделали. И да продлит Творец годы их жизни. Они были заложниками тех обстоятельств, в которых находились. Люди выживали. Наверное, для воспитания детей интереса, времени, да и возможности не было ни у кого. Целью было одеть, обуть и накормить. Не было столько знаний о педагогике и воспитании, как сегодня. Да и никого это в действительности не интересовало. Восторг был перед едой. Перед машиной. Недвижимостью. Должностью. Потом начался институт. И всё повторилось. Вы — ничто! Ничего не умеете. Не способны. Работы вы себе не найдете. Фамильярность. Унижение. Подчеркивание статусного превосходства, например, я — профессор, а ты — ничто. Запугивание. Увидели ли здесь студенты модель любви? Работал на Украине немного, но и там ситуация была сильно похожей. У всех страх. Страх сделать ошибку. Страх сказать лишнего. Страх что-то не то написать. Каждый день «ковер», в очень неконструктивной форме. Период взросления сопровождался шедеврами народной кинематографии. В бандитском и военном режиме. Как мы понимаем, фильмы с таким содержанием наполнены страхом насилием, самопожертвованием, безвыходностью, но любви (кроме как платонической), увы, я не увидел. Всё вышеперечисленное я написал вот с какой целью. Проживая жизнь по подобному сценарию, понять и осознать, что это такое — любовь, мне кажется, невозможно. А если кто и поймет, то его понимание будет сильно изуродовано. Как можно полюбить себя в среде, которая только и делает, что пытается унизить, устрашить, раздавить, уничтожить? Режим воспитал кадры. Но, как мне кажется, с любовью у этих кадров дела обстоят не очень хорошо. Хамство, ругань, скандалы — повсеместно: на работе, дома, в магазине. Большинство из нас не увидели пример любви. Никто этому не учился. И никто нас этому не учил. В этом и заключается мой вопрос. Может, центром повеления возлюбить ближнего как самого себя является не ближний, а я сам? Прежде всего я должен сам себя полюбить? Ведь, согласитесь, человек не может полюбить другого, если этот человек сам себя не любит. Он не знает, что значит любить, если он никогда искренне не был кем-либо любим. Он абсолютно не понимает о чем идет речь. Например, мама, даже имея детей, не умеет любить их, если не понимает, о чем идет речь. Согласитесь, невозможно научить кого-то китайскому языку, если сам его не знаешь. Может быть, с любовью дела обстоят точно так? Учителем любви для большинства из нас в лучшем случае (кроме родителей и ближайшего окружения) является мировая литература, в худшем — телевизор или интернет. Но даже лучший случай не раскрывает содержания понятия. Может, стоить начать с раскрытия понятия о любви к себе? Если так, то с чего стоит начать? Каковы правильные пропорции, ведь легко можно перейти границу и оказаться в области эгоизма? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Все кругом матерятся. Как потушить свой гнев на них?16 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый Рав. Живу в Америке. Все кругом матерятся. На работе несоблюдающий израильтянин, начальник, матерится на святом языке (очень похож на русский мат, только на иврите). Поменять работу нет возможности. На нынешней работе нет проблем с соблюдением Шаббата и праздников, что очень важно. 1 000 000 раз прошу не материться, но у человека не получается сдерживаться. Гнев во мне растёт с каждым годом. Истощаются силы терпеть это безобразие. Есть ли какие-нибудь сгулот («чудодейственные средства») / уроки — что-нибудь, что укрепит «внутреннее я» и потушит гнев. Не знаю, что хуже: мой гнев или его сквернословие. И то, и другое — мерзость. Почему мне это так сильно мешает? Что мне в себе нужно исправить? Ведь не зря я нахожусь в этой ситуации. N. Читать дальше |
|
Почему когда я хочу что-то в своей жизни изменить к лучшему, возникают помехи?4 июня, отвечает Рав Моше Аксельрод Почему когда я что-то хочу поменять в лучшую сторону, например, бросить курить или сменить нелюбимую работу и т.п., в жизни начинают возникать обстоятельства, которые этому мешают? То есть каждый раз появляются сложности, когда я хочу что-то изменить и стать счастливее или хотя бы просто избавиться от чего-то плохого... N. Читать дальше |
|
Как правильно благословлять ближнего?2 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом Алейхем! Узнал, что правильно не только радоваться за ближнего, но и благословлять его за тот или иной успех. Научите, пожалуйста, благословлять правильно. Даниил Читать дальше |
|
Если человек наркозависим, он сознательно совершает грех?20 мая, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Когда у человека греховная зависимость: ну, скажем, наркомания, алкоголизм, курение, порнография, онанизм и т.д., и у него нету силу воли раскаяться, — классифицируется ли это как сознательно совершенный грех? Или тут нужно сверхъестественное вмешательство Всевышнего, чтобы спасти его от зависимости? С уважением, Давид Читать дальше |
|
Как воздействовать на «мутные силы» собственного подсознания?15 мая, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я очень привык сердиться и выливать свой гнев на окружающих. А потом об этом жалею. В дни счета омера мы стараемся улучшить свои моральные качества, подготовиться к дарованию Торы. И я чувствую себя очень плохо: знаю, насколько поступаю плохо, и многие годы не могу исправиться. Что мне делать? N. Читать дальше |
|
Может ли обычный человек почувствовать нечистоту или святость в других людях?10 мая, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый раввин! Может ли простой человек чувствовать нечистоту (туму) и святость (кдушу), исходящую от людей? Или это дано только большим праведникам? N. Читать дальше |
|
Есть ли еврейский алгоритм постановки целей?1 мая, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Спасибо Вам за постоянную отзывчивость! Хотел бы узнать, есть ли «еврейский» алгоритм постановки целей? В мире столько «систем» постановки целей, что уже запутался в них и устал от постоянных экспериментов, хочется иметь «рабочую лошадку». Даже если этот алгоритм не панацея — по крайней мере, я пойму, к чему нужно стремиться. И какие принципы важно понимать при постановке цели, с Вашей точки зрения? Хочется после Вашего ответа закрыть для себя эту тему раз и навсегда, если такое возможно ) Спасибо Вам огромное! N. Читать дальше |
|
Как понять, что мое раскаяние принято Всевышним?9 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Спасибо за ваш труд!!! Когда я делаю тшуву (раскаиваюсь в неправильных действиях), как мне понять, что это принято Вс-вышним? Должны быть какие-то чувства, эмоции, ощущения?.. Или осознание собственной неправоты, просьба о прощении и обещание не делать того, за что прошу простить, — достаточное «условие» для того, чтобы Вс-вышний принял «решение» о моем прощении? Спасибо большое!!! N. Читать дальше |
|
Как перестать суетиться в жизни?26 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Уважаемый раввин, как перестать суетиться в жизни, научиться контролировать момент и быть спокойным и уравновешенным? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Держать ли обиду на друга с точки зрения иудаизма?21 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Друг наговорил много плохих вещей про меня в лицо, но после этого продолжает себя вести, будто ничего не было. Хотя есть ощущение, что говорил всё это специально, чтобы меня задеть. Как дальше вести себя с ним? Держать ли обиду? С точки зрения иудаизма. N. Читать дальше |
|
Что было бы, если б я умер с ругательствами на устах?19 февраля, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Я сейчас работаю в командировке в Пермской области, и я иногда езжу домой на выходные в Свердловскую (не каждую неделю, а раз в месяц на несколько дней). Путь мой лежит через Уральский хребет по извилистой и непростой дороге. В предыдущий раз, возвращаясь домой, я ехал по своей полосе, забравшись на горку, по встречной полосе поднималась фура, и вдруг её начал обгонять Опель. И был риск столкновения. И в этот миг я сказал: «Да куда ты едешь! Такой-сякой! (мат)». И я немного ушёл влево, а Опель получил возможность уйти от столкновения. Разъехались. И потом я еду, поблагодарил Б-га за спасение. И думаю: а если бы это был бы тот момент, когда Всевышний решил забрать меня? И я бы попал к Нему с этими словами. Я знаю из истории, и Вами пересказанной, что великие евреи уходили из жизни со словами «Шма Исраэль». А я ушёл бы со словами, за которые мне было бы стыдно. И я хочу Вас спросить: а как я могу это исправить в себе? Как мне в момент опасности воскликнуть слова богоугодные? N. Читать дальше |
|
Молитва за врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра?18 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Молитва за неверных, неевреев, врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра. При этом в Торе достаточно четко разграничено: хочешь — выбирай благословение, поступая так; хочешь — проклятие, поступая иначе. Если человек выбирает проклятие, может, и неосознанно, но своими поступками, не должны ли мы понимать, что только проклятие его и ждет? Тогда наша молитва о нем идет как бы вразрез с Торой. Получается, молиться можно только о покаянии, но не о благах для людей, отвергающих или извращающих Б-га? N. Читать дальше |
|
Если мне что-то нужно, надо настойчиво молиться?12 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Я всегда думала, что когда мне нужно что-то, то я должна настойчиво и многократно просить об этом Б-га. Сегодня послушала лекцию одного рава про то, что это грех, т.к. это унижает Б-га, ведь Он не наш должник. Т.е. получается, что нужно один раз попросить Б-га и больше не возвращаться к этому? N. Читать дальше |
|
Кто грешнее: священник-гомосексуал или людоед из лесов Амазонки?6 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые Раввины! У меня во сне возник такой вопрос. Вот представим людей. Вот первый: «современный» священник из просвещенной и современной Европы. Он родился в религиозной семье, которая религиозна в нескольких поколениях. И этот священник потихоньку втайне стал превращаться в гомосексуала, стал втайне совращать учеников и прихожан, а когда постарел и настали времена вседозволенности, он стал свои сексуальные отклонения проявлять открыто и при этом стал венчать однополые браки. При этом он отчетливо понимает, что написано в Священных писаниях и что за это было бы в 50-х годах нашего века. Теперь возьмем второго человека: это абориген. Живет он в глубине лесов Амазонки, в так называемом «закрытом» племени. Племя никогда не видело цивилизации, «белого» человека и даже нормально не общалось с соседними племенами. С соседними племенами они воевали, чтобы забрать добычу и женщин для «обновления» племенной крови. Этот абориген четко и скрупулезно выполняет все ритуалы, которые устно передали ему его предки — от отца к сыну, от деда к отцу и т.д. — на протяжении 1000 лет. Он верит, что если он неправильно что-то сделает в ритуале, малейшую оплошность — чуть-чуть неправильно нарисует черточки на лице, — то духи его покарают. А хуже всего — духи могут уничтожить его племя. Он ест червей, пьет кровь, спит с ближайшими родственниками, ему даже удалось съесть белого человека с большим почтением и с большим уважением к нему. И никто ему не объяснит законы Ноя или другие законы. Он живет по тем законам, которые устно передали ему предки. Вопрос: кто из этих людей самый грешный? И как Б-г распорядится после смерти с их душами? Насколько грешен наш абориген, который нарушает все законы? N. Читать дальше |
|
Как служить Б-гу не потому, что надо, а потому, что хочется?4 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте уважаемый раввин, у меня к вам такой вопрос. Чувства важны в жизни, и надо стараться развивать их в себе. В связи с этим возник вопрос. Вот, например, человек ведет религиозный образ жизни. Суббота, кашрут, семья, синагога, праздники, одежда — всё это присутствует у него. Некоторое время у него посвящено Торе, но не стабильно. Проблема, что всё делается только потому, что это правильно, логично, необходимо, обязанность. Нет того горения, тяги к Торе. Как сделать, чтобы помимо логического понимания «надо», возникло ещё и чувство «хочу»? N. Читать дальше |
|
Где граница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку?23 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Подхалимаж, как и лицемерие, — грех. Но где разница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку? Ведь это тонкая грань! Сказать человеку в культурной форме, не обидеть его — и в то же время не впасть в подхалимаж или лицемерие. Говорить всё в открытую, как говорят, «резать правду-матку» не будет лицемерием и подхалимажем, но ведь это может быть некультурной речью и, мне кажется, может быть, это уже будет злословием, что тоже грех? Как вы считаете? Как не уйти из одной крайности (подхалимаж) в другую (злословие)? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Коллеги ведут себя по-хамски, проучить их физически?16 января, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Несколько лет назад я прошел процесс переквалификации и сейчас работаю в IT-сфере. К моему большому удивлению, в этой области сравнительно очень много парней с чрезвычайно завышенным ЧСВ («чувством собственной важности») и порой ведущих себя совершенно по-хамски по отношению к коллегам. Я человек совсем не конфликтный, но какие-то чувства в ответ на такое неуважительное поведение копятся... В связи с чем хочу вас спросить: насколько важно (и важно ли), по вашему мнению, мужчине в возрасте 33 лет умение отстоять свою позицию в физическом конфликте? Ведь каждый раз уступать и прощать или копить в себе — тоже ведь такое себе... тем более, в подобных коллективах. Порой просто хочется, извиняюсь за выражение, «настучать по башке». N. Читать дальше |
|
Окружающие говорят мне, что я несчастлив…15 января, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый Рав! Окружающие люди говорят мне, что я несчастлив, но я таковым себя не считаю. По их мнению, я несчастлив, так как инвалид по психическому заболеванию и работаю гардеробщиком, а не как они, например, бухгалтерами и т.д. Но ведь я доволен своей жизнью, я им сказал, что работа меня полностью устраивает. Они говорят, что я себе это внушил. Я им сказал, что чтение Танаха и согласование жизни с учением этой Книги приносит мне радость, а они мне сказали, что так и буддист скажет, что ему помогают буддийские сутры. Как Вы считаете, стоит ли доверять окружающим, если они так говорят, ведь они говорят, что желают мне добра? Но я чувствую, что это «добро» не согласуется с тем, что я под этим понимаю, и моими критериями счастья. С уважением, N. Читать дальше |
|
Как объяснить ребёнку, что ёлка — это не наше?29 декабря 2023 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Шалом и ханука самеах! Вопрос к Рав Кушниру про ёлку. У меня дочка 2.5 года. Мы живем в России. Накануне нового года елки тут повсюду. И в подъезде дома, где мы живем, и на улицах. Они красивые, светятся, и на них игрушки висят. Дочке они, естественно, очень нравятся. Мимо них не проходит. Как мне быть? Стоит ли ей что-нибудь говорить, или пока рано? Ведь если я ей скажу что елка это плохо, или «не надо на нее столько смотреть», или начну ей объяснять каким-либо другим путем, что елка это не наше, то, боюсь, она это не поймет. Ведь для нее это просто красиво… Она пока не была в нееврейской семье и не видела, что елки стоят и дома, но это вопрос времени. Рано или поздно она этот вопрос задаст. Мы не до конца еще религиозные, но мы соблюдаем кошрут, шаббат и семейную чистоту дома, а также праздники и по мере возможности другие заповеди. Вопроса два: как быть сегодня, когда она видит елки вне дома? Как правильно ответить на вопрос, почему у нас дома нет елки?.. Спасибо, Рафаэль Читать дальше |
|
Как победить лень и начать заниматься спортом?21 декабря 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте. Я хочу начать заниматься спортом, но очень часто не тренируюсь, так как мне лень. Что говорят Тора и еврейские мудрецы про победу над ленью и про занятия спортом? И есть ли какие-то заповеди или обычаи на этот счет? Лев Читать дальше |
|
Ощущаю, что жизнь проходит мимо меня19 декабря 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте. По большому счёту, Барух Ашем (слава Б-гу), у меня в жизни всё в порядке. Но почему-то всегда посещает мысль, что жизнь проходит мимо, и ощущаю, что я сижу в зрительном зале и наблюдаю, как проходит жизнь, как люди живут, я всего лишь зритель, а не часть этой жизни, и меня она не касается… о чем это? Почему так? Хочу услышать мнение Раввинов и Торы. Благодарю за внимание. N. Читать дальше |
|
Почему Б-г допускает несправедливость?17 декабря 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Почему Б-г допускает несправедливость, когда люди в жизни своей не трудились, но получают многомиллиардную халяву по наследству, а те, кто добывает себе еду потом и кровью, даже крошки за просто так не видят? Или почему в мире люди осуждают тех, кто не хочет работать, ожидая халяву, и из-за этого остаются до конца дней в нищете? Но тех, кто никогда в своей жизни не работал, но получил халяву в виде наследства, восхваляют или, как минимум, не осуждают? Это из-за слепоты человеческой или из-за того, что у человека стереотип, что если у него есть деньги, даже если он и не работал в жизни, то он человек? Владислав Читать дальше |
|
Глядя на успехи друзей, разочаровываюсь в себе…23 ноября 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Как прийти к гармонии с самим собой? Когда гляжу на успехи своих друзей и знакомых, в груди заседает «паскудное» чувство — не зависти, а разочарования в самом себе, ощущение того, что я не достоин даже половины их успехов и обречен остаться на мертвой точке, на которой стою сейчас, пока другие собирают все сливки. Я не злой человек, не алкоголик и не лентяй, ждущий, когда яблоко упадет ему в рот. Я стараюсь всегда что-то делать и не сидеть без дела, но, как мне кажется, все мои успехи меркнут по сравнению с успехами других, как ни старайся. Я понимаю, что неправильно себя веду, смотря на чужое поле с урожаем. Утешаю себя мыслью, что на всё воля Всевышнего, что мое время еще придет, но трудно искренне радоваться за успехи других, когда в душе тебя жрет мысль, что ты никчемен, обречен «остаться на обочине», пока другие имеют свое место под солнцем. Чему нас учит Тора в таком случае? Как мне быть? Заранее благодарю за ответ. С уважением, Игорь Читать дальше |
|
Потомки двух братьев молят о победе одного и того же Б-га…13 ноября 2023 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Потомки двух братьев молят о победе одного и того же Б-га, открытого им их отцом. В равной степени наказываются Ицхак и Ишмаэль Всевышним. Какой вывод нужно сделать последователем авраамической религии из других стран? Далия Читать дальше |
|
Должен ли человек делать добро, если он несчастлив?31 октября 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый Рав! Должен ли человек делать добро, если он несчастлив и даже в горе? Ведь когда ты счастлив, есть внутренние силы делать добро как можно больше. Но когда несчастлив, когда находишься в горе, нет никаких сил совершать добрые поступки. Что говорит Танах, Мудрецы? С уважением, Святослав Читать дальше |
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его