«Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему…» (38:25)
Вот комментарий Раши к этим словам:
Тамар не пожелала опозорить Йеуду (букв. «заставить его побледнеть»), сказав: «От тебя я беременна», но сказала: «От мужа, которому эти (вещи) принадлежат». Она подумала: «Если признается, то пусть признается сам. Если же нет — лучше быть преданной огню, чем опозорить его». Отсюда мудрецы делают вывод: человеку лучше быть брошенным в раскаленное горнило, чем опозорить ближнего своего на людях (Coтa 10 б).
В книге «Бен Иш Хай» приводится следующее высказывание мудрецов: когда, упаси Бог, выносят человеку смертный приговор, есть у него еще шанс изменить его, переменить смерть на жизнь, но только в том случае, если он молчаливо переносит унижения и не отвечает позорящим его. Об этом сказано: «Человеку лучше быть брошенным в раскаленное горнило, чем опозорить ближнего своего на людях», так как позорить кого-либо публично равноценно исполнению смертного приговора. Поэтому мудрецы говорят об этом грехе: «Умри сам, но не убивай других» — позоря их, заставляя их бледнеть.
Так или иначе отсюда мы ясно видим: когда позорят и унижают человека — словно убивают его. И поэтому, если бы мы, не дай Б-г, оказались в таком положении, что кто-то позорит нас, нам стоило бы стараться изо всех сил промолчать, чтобы тем самым выполнить описанную выше обязанность относительно вынесения смертного приговора, если таковой был вынесен о нас.
Обсуждается также ситуация, когда позорящий — один из членов семьи, например, жена, которая позорит своего мужа, что является крайне тяжелым испытанием. А есть даже и такие случаи, когда это повторяется изо дня в день! Как же возможно выдержать такое? Только с помощью изучения Торы.
Человек, погруженный в изучение Торы, впитывает ее свойства и, следовательно, удостаивается таких черт характера как благородство, кротость, деликатность и мягкость. Все эти качества создают вокруг него атмосферу умиротворения и спокойствия.
Поэтому так и только так возможно преодолеть все сложности и испытания.
Вот рассказ, иллюстрирующий силу и мощь учения и то, до каких высоких ступеней Тора способна поднять человека, размышляющего над ней.
Автора книги «При Мегадим» на протяжении столетий мы знаем как одного из алахических авторитетов, признанных во всем Израиле, однако немногие знают, что в начале своего жизненного пути раби Йосеф Теомим (так зовут создателя вышеупомянутого труда) работал простым учителем детей в маленьком городке. Его самостоятельная жизнь начиналась в нужде и лишениях. И если вы хотите узнать немного о величии этого человека в тот период, когда имя его еще не было известно в каждой еврейской общине, то послушайте историю, которая произошла на глазах его учеников хедера.
Его жена, рабанит, которая занималась уходом за маленькими детьми, больше не могла терпеть нищету, которая царила в их доме. Однажды она ворвалась в комнату, где сидел ее муж и обучал учеников Торе и начала причитать: мол, отец выдавал ее за человека, который казался как все нормальные люди, назвался Йосеф, но при этом никто не сказал ей, что на долю ее выпадет стать женой бедного учителя, настолько нищего, что даже хлеба у них не осталось в доме.
Представьте на мгновение, что бы сделал любой другой человек на месте ребе. В лучшем случае, если идет речь о человеке деликатном, он просто бы промолчал, сдержался и не стал бы отвечать на упреки жены, даже несмотря на то, что они были высказаны прямо на глазах у его учеников. Если же человек этот не был бы увенчан столь прекрасными качествами характера, то жене этой ух как не поздоровилось бы, не так ли?
А сейчас давайте попробуем отгадать, что же сделал автор «При Мегадим», когда услышал эти слова. Однако, кажется, что даже если мы и станем напрягать наш ум изо всех сил и перебирать различные варианты вроде этих или других — все равно никогда не отгадаем. А было вот что.
Сперва раби Йосеф Теомим слушал свою жену, кивая головой в знак согласия — дескать, права она во всем, — но не обмолвился ни одним гневным словом, и даже намека на возмущение не было в его речах. Наоборот, говорил он слова утешения, успокаивал, что Всевышний наверняка скоро поправит их материальное положение, что настанет день, когда в их доме будет царить довольство и изобилие.
Когда же ушла жена и раби остался наедине со своими учениками, то сказал им:
Только сейчас понял я слова из Тосефты второй главы трактата Кидушин.
В Тосефте сказано:
«Если говорит человек женщине: “вот ты посвящаешься мне”, говоря “я Йосеф”, а оказывается, что он Йосеф Шимон, то она не посвящена ему».
Всех комментаторов всегда удивляли эти слова слова Тосефты: действительно, почему же в таком случае обручение становится недействительным?
Но благодаря тому, что произнесла сейчас передо мной моя жена, я наконец-то понял слова Тосефты! Уши мои слышали ее утверждение, что она выходила замуж за Йосефа, о котором сказано в Писании: «И Всемогущий да благословит тебя благословениями неба свыше, благословениями бездны, лежащей внизу» (Берешит 49:25) и «Как у первородного быка — великолепие его, и рога его — рога буйвола» (Дварим 33:17).
Известно, что Йосеф продавал хлеб по всей земле египетской! Поэтому жена моя совсем не рассчитывала, что выйдет замуж за такого нищего учителя, как я. И известно также, что как раз евреи из колена Шимона были учителями детей.
Раз так, смысл слов Тосефты — как раз такой, как сказала моя жена: если женщина замужем за Йосефом, то муж ее должен быть увенчан благословениями. А если в конце концов оказалось, что зовут его Шимон и он относится к роду учителей, эта женщина имеет право сказать: «Не собиралась я выходить за такого человека», и поэтому обручение ее недействительно.
Когда мы вглядимся в эту историю повнимательней и поймем, о какой высокой ступени идет речь, и насколько автор «При Мегадим» был наполнен святостью, чтобы суметь ответить на слова жены подобным образом, — мы узнаем и уразумеем, что только с помощью Торы может человек достигнуть таких высоких ступеней духовности, как эта (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский