Темы: Успех, Йосеф, Борух Шлепаков, Провидение, Ваешев
В главе Торы «Ваяшев» описывается история Йосефа. В общем, она всем известна и нет нужды ее пересказывать. Все знают, как и почему Йосеф оказался во дворце Потифара и потом в тюрьме. Но одна вещь обратила на себя мое внимание: и во дворце египетского вельможи и в тюрьме все обратили внимание на то, что а-Шем с Йосефом. Как они поняли это? Скажем, если он был хороший работник, то можно было бы сказать, что все богатство Потифара пришло, потому что у его нового раба хорошие руки, а порядок в тюрьме был потому, что Йосеф был очень расторопный, или просто хороший организатор (как сказали бы сегодня — менеджер). Но все заметили, что это именно от Вс-вышнего. Почему? И дело даже не в том, что он все время повторял, что это все благодаря Творцу. Потому что, с какой стати они все должны были ему поверить? Видимо, что-то было в его действиях, что говорило всем и заставило всех поверить, что это так.
От одной очень пожилой религиозной женщины, я услышал очень интересное сравнение. Говоря о людях нерелигиозных, она сказала, что часто случается, что эти люди сначала стреляют из лука, а потом вокруг места попадания рисуют мишень. Она имела в виду, что обычно такие люди совершают какое-то заведомо запрещенное действие, а потом подводят под него теорию, оправдываются широтой взглядов.
Можно расширить это сравнение, сказав, что оно действует на трех уровнях. Первый уровень, отрицательный, и он соответствует приведенному выше примеру. Второй, положительный, когда человек, видя, что что-то происходит не так, как он предполагал, доволен тем, что есть. И третий, так сказать, «Божественный», когда человек что-то делает, а Творец рисует вокруг этого мишень, показывая, что он попал в десятку.
Именно это, на мой взгляд, произошло в истории с Йосефом. Вспомним, кто был Йосеф? Это был любимый сын, баловень отца, который почти все время сидел с ним и учил Тору. Что он умел делать по хозяйству? Ничего! Ведь понятно, что любому делу нужно учиться, в любом деле нужна практика. Ну, в крайнем случае, он, возможно, мог пасти овец. А работать по дому или в саду — откуда у него могли быть такие знания? И вот теперь он попадает в Египет и его заставляют для начала работать в саду. И, о ужас, он ничего не умеет делать! И, о чудо, у него все получается! Все понимают, что это неспроста. Может быть это колдовство, столь почитаемое в Египте? Нет! Йосеф всем объясняет, что это Творец помогает ему! То же самое произошло потом, когда его перевели во дворец, и потом, когда он попал в тюрьму: вроде бы все валится из рук, но чудесным образом оказывается, что именно так это и должно быть! Потому что сам Вс-вышний «нарисовал ему десятку»!
Борух Шлепаков.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»