Темы: Предназначение, Ишмаэль, Психология, Методики воспитания, Самооценка, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Спасибо Вам за постоянную отзывчивость!
Хотел бы узнать, есть ли «еврейский» алгоритм постановки целей?
В мире столько «систем» постановки целей, что уже запутался в них и устал от постоянных экспериментов, хочется иметь «рабочую лошадку». Даже если этот алгоритм не панацея — по крайней мере, я пойму, к чему нужно стремиться.
И какие принципы важно понимать при постановке цели, с Вашей точки зрения?
Хочется после Вашего ответа закрыть для себя эту тему раз и навсегда, если такое возможно ) Спасибо Вам огромное! N.
Здравствуйте, N.!
Беглый обзор так называемых «систем» и «алгоритмов» постановки цели создает впечатление, что все они по большей части основаны на житейской, практической мудрости и логике и вовсе не обязательно противоречат друг другу. Просто каждая фокусируется на своем и формирует из тех или иных советов «систему».
Например, система SMART, которая рекомендует не только говорить о будущих достижениях, но прорабатывать реальность. Поставленные цели должны быть «достижимы, измеримы, конкретны».
Мало чем отличается от этого принцип системы OKR (от англ. Objectives and Key Results — «цели и ключевые результаты») с ее советом о «расстановке приоритетов», «амбициозных целях и основных показателях для их достижения». О том, что формулировка целей должна быть максимально конкретной (рекомендуется избегать формулировок «улучшить», «облегчить», «упростить» и т.п.), а результаты продвижения легко измеримыми. Только эта система фокусируется больше на команде: согласованная работа команды; высокий уровень вовлеченности сотрудников; корреляция целей команды и каждого ее игрока.
Все это — житейские истины, до которых может додуматься любой человек. А если он по природе практичный, то додумается легко, а то и изначально они для него будут очевидны и естественны.
Поэтому говорить о каком-то особом «еврейском» алгоритме постановки целей я бы не стал. Как не приходится говорить о «еврейском» совете перед прыжком разбежаться, а в холодную погоду одеться потеплее.
Некоторые подобные практические советы Тора явно подразумевает. Например, не следует пытаться достичь цели одним махом, большим скачком, важно продвигаться постепенно, ступень за ступенью, так легче добраться до конца, а также — так каждый этап будет лучше усвоен. Именно такую модель видим в Счете Омера от Песаха до Шавуота. Он символизирует подъем от 49 «врат нечистоты», в которую евреи были погружены в Египте и из которой вышли при Исходе, до 49 «врат святости», которых они достигли к празднику Шавуот, дарованию Торы.
То есть уровня, необходимого для принятия Торы, невозможно было достичь одним махом, сразу после Исхода, несмотря на всю силу того поколения. Нет, надо было подниматься по одной ступени в день, отмечая и усваивая каждый этап.
Аналогичные советы можно услышать, когда речь идет о другом духовном подъеме — подъеме месяца Элул и праздников месяца Тишрей, когда мы должны раскаяться в грехах и вернуться к Б-гу. Тора напрямую не говорит, но раввины в своих лекциях и ответах часто подчеркивают: не рекомендуется пытаться раскаяться «по всем фронтам» и превратиться в полноценных праведников.
Мы слишком неидеальны, много тут работы, и кто решит отныне никогда не допускать никаких изъянов, долго не продержится. А надо найти одну конкретную область, где можно произвести улучшение — тоже конкретное и достижимое, и попытаться изменить соответствующие привычки. Это, кстати, напоминает вышеприведенные советы о постановке конкретных и достижимых целей, а не просто общих намерениях «улучшиться».
Конечно, эти рекомендации применимы и в других сферах нашей деятельности, например, изучении Торы. Не просто стремиться «изучить всё», «стать мудрецом», а конкретно: сегодня, в такое-то время, изучить вот эту мишну или страницу Талмуда, завтра — следующую, и так далее. На этом, кстати, базируется система «Даф Йоми» — ежедневное изучение листа Талмуда: сегодня одного, завтра следующего — и тот, кто не отступит и будет упрямо каждый день так продвигаться, изучит весь Талмуд за 7 лет.
Так что те практические советы, которые актуальны в том или ином случае, Тора дает.
А вообще позвольте заметить, что, поскольку все такие советы — логика или житейская мудрость, только в последнее время из них стали формировать целые «алгоритмы» и «системы». Потому что нынешнее поколение вообще, похоже, немного «разучилось жить», и ему нужны всевозможные пособия и инструкции о том, что раньше было очевидно или до чего легко додумывались без особых усилий и систем.
У известных людей прошлого явно были свои «стратегии» достижения цели, которым их никто не учил и которые они вырабатывали сами — в соответствии со своими конкретными возможностями и задачами. Так, великий мудрец Стайплер[i] в юности учился по тридцать шесть часов, а потом шесть спал. Разумеется, практически никто из современных людей на такое не способен, и никому этого рекомендовать не будут. Но ему подходило.
Или, если посмотрим на его современников в нееврейском мире, например, на Сталина, увидим тонкую и эффективную стратегию приобретения власти. Сначала в союзе с Зиновьевым и Каменевым победил и вывел из игры Троцкого, потом ополчился на самих Зиновьева и Каменева в союзе с Бухариным и т.д., пока не оттеснил всех (а там и на тот свет отправил). Вряд ли Сталин прочитал в каком-то руководстве, как всё это делать, сам чуял.
Да и руководств таких не было. Потому что не было спроса — и Стайплеры, и Сталины сами инстинктивно знали. Они были уверены в себе, четко понимали, что им надо и как этого достичь.
В современном же мире наблюдаем неуверенность человека в себе, в способности достичь своих целей, вообще в том, что он хочет.
Возможно, дело в том, что в прошлом (условно — до мировых войн, ставших переломным моментом) была эпоха господства Эйсава, который обладает силой и умеет трудиться, строить и жить. Но может возгордиться, отнести все успехи на свой счет и забыть о Б-ге, Который всё это дает.
А теперь эпоха господства Ишмаэля, который не умеет трудиться и ожидает всех благ от других: от Б-га или от Эйсава. Он слишком много о себе не возомнит, но доводит до крайности противоположное качество — скромность: у него она превращается в неуверенность в себе, низкую самооценку. Вот и создается впечатление, что люди во многом «забыли, как жить» и им стали нужны всевозможные руководства, пособия, техники — или даже их имитации.
В предыдущую эпоху грехом было превращение в идола самого человека, культ его личности. В нашу эпоху личность, похоже, весьма сдулась, перешла от самовозвеличения к самоотрицанию — и теперь испытывает потребность, чтобы кто-то другой пришел и «спас» ее, указал ей дорогу. И тут есть опасность, что превратит любого помощника в идола и «спасителя», забыв, что только Б-г спасает. Вот и кидаются люди ко всяческим подобным «находкам», будь то нейрографика или йога, медитация, аффирмации и т.д. Вот оно, нашли средство, которое решит все ваши проблемы и укажет путь, и поможет исполнить желания! Или без подобных техник — простые житейские советы, раздутые в «системы» и «алгоритмы», и уже не знаешь, за каким следовать. Потому что каждый такой алгоритм стал «идолом» и вопрос, за каким следовать, начинает обретать принципиальный, даже религиозный оттенок: какой же путь истинный, кто меня спасет?
Не стоит слишком впечатляться всеми этими «спасителями», всё это простые премудрости, и мы можем пользоваться любыми их комбинациями, в любых дозах, в соответствии с нашими конкретными целями и возможностями.
Ну и, как сказано, использовать их для постановки и достижения целей в Торе и духовности.
Успеха в этом всем нам!
С уважением, Меир Мучник
[i] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер, 5659-5745 / 1899-1985) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир
Писатель Хаим Вальдер составил мини-тест, который позволяет понять, насколько хорошими родителями мы являемся. Рав Ашер Кушнир перевел вопросы на русский язык. Отвечайте, и степень исполнения вами родительского долга сразу станет ясна!
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Гитель Итахова
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его