Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Недельная глава «Ваешев» («И поселился») рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Йосефа купил Потифар, один из приближенных фараона.

«И был Б-г с Йосефом, и был он человеком, [в делах] успешным, и был он в доме своего хозяина-египтянина. И увидел хозяин его, что Б-г с ним, и всему, что он делает, Б-г дает преуспеть в его руке. И обрел Йосеф милость в его глазах и служил ему. И он назначил его над своим домом, и все, [что] есть у него, передал ему в руки. И было: с тех пор, как он назначил Йосефа над своим домом и надо всем, что у него есть, благословил Б-г дом египтянина ради Йосефа. И было благословение Б-га на всем, что у него есть, в доме и в поле. И оставил он все, что у него, в руках Йосефа, и не знал он при нем ничего, кроме хлеба, что ест. И был Йосеф красив станом и красив видом. И было после этих событий — подняла жена хозяина свои глаза на Йосефа и сказала: Ложись со мной! И отказал он, и сказал жене хозяина: Ведь мой господин не знает при мне [ничего], что в доме, и все, что есть у него, он передал мне в руки. Нет [никого], кто больше меня в этом доме, и не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты его жена. И как же я сделаю такое великое зло и согрешу пред Б-гом! И было: когда она говорила Йосефу каждый день, а он не слушал ее — лечь рядом с ней, быть с ней» (39:2—10).

Интересны предания и комментарии на этот эпизод, записанные в Мидраше.

Талантливый и безупречно честный работник, Йосеф пользовался полным доверием хозяина. Жена же Потифара влюбилась в Йосефа и целый год добивалась его внимания. Стараясь ему понравиться, она то и дело меняла наряды и искала всякий предлог, чтобы заговорить с ним. Но Йосеф не поднимал на нее глаз. Тогда жена Потифара приказала шить для Йосефа рубашки со специальным железным крючком, чтобы нельзя было опустить голову. Вот моет Йосеф посуду, расставляет столы, стелет постель и т.д., а она ему говорит: Смотри же, не послушаешь меня — не так еще придется работать, совсем замучаю. — А Йосеф отвечает: Б-г творит суд ради угнетенных. — Вот велю посадить тебя в тюрьму, будешь там голодать. — Йосеф отвечает: Б-г дает хлеб голодным. — Так и помрешь, пропадешь в тюрьме. — А он отвечает: Б-г снимает оковы с заключенных. — Попрошу мужа, и пошлют тебя на такие работы, что вовек не разогнешься. — Он отвечает: Б-г выпрямляет согбенных. — Света не взвидишь, зрение потеряешь! — Б-г открывает глаза слепым. — Так тебя оговорю, что все тебя возненавидят. — Б-г любит праведных.

Говорит Йосеф жене Потифара: Как я согрешу перед хозяином?! — А я его убью (отравлю как-нибудь)! — Мало того, что я окажусь развратником, я еще буду числиться среди убийц! Есть ведь у тебя муж, что за разница — от белой или от черной козы молоко! Я боюсь Б-га! — А она ему отвечает: Б-га нет! — Йосеф начинает ей объяснять, что немыслимо представить себе мир без Руководителя и Господина. Она же приводит его в спальню, где на стене висят идолы, и закрывает их тканью. Но Йосеф говорит: Б-г всевидящ. Тогда она предлагает Йосефу тысячу монет, но он опять отказывается.

И вот жена Потифара дождалась дня разлива Нила, когда в Египте проводятся большие празднества. Все домашние ушли на торжества, а она притворилась больной, чтобы в отсутствие людей заставить наконец Йосефа подчиниться.

«И было в один из дней [в особый день], и вошел он в дом делать свое дело, и никого из домашних людей не было там, в доме. И она схватила его за одежду, говоря: Ложись со мной! И он оставил одежду свою в ее руке и убежал на улицу» (39:11—12).

Она же созвала потом домашних, обвинила Йосефа в попытке изнасилования, и хозяин посадил его в тюрьму, где держали узников царя.

И сбылось с Йосефом сказанное: «Мучили кандалами ноги его, железо вошло в тело его» (Тhилим, 105).

«И был Б-г с Йосефом… и дал ему милость в глазах начальника тюрьмы. И передал начальник тюрьмы в руки Йосефа всех узников, которые в тюрьме; и всего, что делают там, он был распорядителем» (39:21—22).

Йосеф пробыл в темнице 12 лет.

Раби Хаим Шмулевич спрашивает: почему Йосеф оставил одежду в руках жены Потифара, ведь это послужило «вещественным доказательством» его вины? И отвечает: если человеку выпадает в жизни испытание, Б-г всегда дает силы выдержать его. Но человек не должен затягивать испытание. И Йосеф рассуждал так: Я уже целый год в тяжелой борьбе, замучен, еле держусь. Зачем испытывать себя лишнюю минуту? Он был молод и силен и мог бы вырвать одежду из рук жены Потифара. Но он не хотел и мига лишнего пробыть в искушении и убежал, оставив у нее в руках свою одежду. И за это Б-г его наградил: выйдя из тюрьмы, Йосеф сразу стал второй после фараона фигурой в Египте (об этом мы узнаем в следующей главе). Сказано в Мидраше: «Говорит Рабан Шимон бен Гамлиэль: Йосеф получил свое, положенное ему. Из уст, не давших запретного поцелуя, исходят приказы, обеспечивающие народ Египта хлебом, тело, которое не коснулось недозволенной женщины, облачено в специальную одежду из льна, какую носила высшая египетская знать; шея, которая не склонилась для греха, украшена золотым ожерельем; на руку, не дотронувшуюся греховно до женщины, фараон надел перстень (печать, знак власти. — И.З.) со своей руки. Ноги, не шагнувшие к греху, отдыхают в царской карете. Голову, отвратившуюся от искусительных мыслей, Б-г одарил мудростью». И еще один мидраш приводит р. Шмулевич. Трактуя стих псалма «Море увидело и побежало» (Тhилим, 114:3), мидраш объясняет: «За то, что Йосеф убежал [от жены Потифара], море расступилось перед еврейским народом». Б-г часто делает в жизни так, что хороший человек, выдержав серьезное испытание, получает большую награду.

Кстати, я видел в жизни не один раз, как после испытания, которое человек с честью выдержал, к нему приходил большой успех. Заканчивая эту тему, я хочу обратить внимание читателей на то, что Йосефу в период этого испытания было всего семнадцать лет и он был совершенно одинок; у него не было ни друга, ни близкого человека — ему не с кем было посоветоваться и не с кем поделиться.


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли