Темы: Награда, Гиюр, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Душа, Чудеса, Милосердие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Почему если существует гиюр, когда нееврей может по своему желанию стать евреем, то я не могу пройти какой-то «антигиюр» и перестать быть евреем, с учетом того, что я еврей по праву рождения?
Мне надоела эта религиозность, если честно, мне не нравится постоянно выделяться и волноваться за каждое действие и сверять его по книжкам. Не сочтите вызывающим такое сообщение, я просто у своего раввина не осмелюсь спросить. Почему право выбора есть только у неевреев? Максим
Здравствуйте, Максим!
Извините, но «антигиюра» и возможности выхода из еврейства — нет! Да, есть общества, в которых вход рубль, выход два. У нас лучше — выхода просто не существует! Еврей — это навсегда.
Чем, впрочем, он никак не отличается от представителей других народов. Можно перестать быть русским? А то их ведь тоже многие в мире не любят, может, кому-то не хочется становиться жертвой русофобии. А чернокожий уж точно не хочет становиться жертвой расизма! Можно перестать им быть?
Нельзя. Ничего не поделаешь: терпи, беги, борись — как угодно. Но перестать быть собой невозможно.
Более того, все евреи — братья, а семью не выбирают. Неважно, в какой степени человеку не нравится, кто его отец или мать, или брат, как за него может быть стыдно — а то и доставаться на практике от ненавистников за то, что родственник. Человек навсегда с ним повязан, остается нести бремя.
Как раз гиюр — поразительное исключение: тот же русский или чернокожий, равно как и китаец или араб, или кто угодно может стать абсолютным евреем! И примкнуть к нашему народу, к нашей семье! Обрести не просто статус «еврея», а «сына Авраама» — в такой же мере, как все евреи — биологические потомки Авраама.
Но, став полноценным членом семьи, уже не может выбрать перестать им быть, в обратную сторону такого же чуда нет. Б-г сделал людям милость, что они могут по своему желанию присоединиться к великой еврейской миссии, оно того стоит. Но ради того, чтобы могли от нее отказаться, — не стоит устраивать чудес.
Также, по нашим понятиям, гиюр — не просто «превращение нееврея в еврея», а возвращение затерянных «искр святости», потенциальных еврейских душ, рассеянных по миру, обратно к корням, и их исправление. Такой процесс логичен и предусмотрен. Но противоположный? Зачем вновь рассеивать и превращать еврейские души в «потенциально еврейские»? Тут нет никакого смысла.
А может, просто не соблюдать законы религии и не выделяться?
Соблюдать-то можно перестать, да не поможет, выделяться всё равно будем.
Я сравниваю еврейство с царской семьей: особые отношения и «семейные узы» с Царем — и некоторые правила и ритуалы, которые приходится соблюдать. А также — сильно выделяться, быть под постоянным прицелом камер, каждый неправильный наш шаг — мировая сенсация. Такая цена за особые отношения с Царем.
Так вот, на протяжении всей истории существовала еще одна составляющая этой цены: хотя всё могут короли, тем не менее, жениться по любви не может ни один король. Но теперь, похоже, принцы могут. Только всё-таки последствия могут тоже быть всякими. Как известно, один из этих принцев вместе с супругой захотели перестать быть членами королевской семьи. Не надо всех этих ритуалов и обязательств, и прицелов камер.
Это было можно? Формально да. Но ценой скандала на весь мир и поляризации мнений, половина мира сочувствовала, другая проклинала. А главное — от выполнения ритуалов еще более-менее освободились, но уж выделяться никак не перестали. Если раньше были знаменитыми, то теперь, благодаря всей этой истории и скандалу, стали вообще суперзнаменитыми, «теми самыми, которые». И узнавать на улице будут только больше, и придираться к каждому движению. И никуда им от этого — от себя! — не уйти.
Вот и еврей, даже перестав соблюдать, не может уйти от того факта, что он еврей. Не может перестать быть евреем в «избранности», что означает особую энергию, «пассионарность» и обостренное чувство справедливости. Поэтому даже ассимилировавшимся евреям, отрицающим значение своего еврейства, не сидится: они должны быть возмутителями спокойствия, оппозиционерами, реформаторами, радикалами. Быть в авангарде всех важных движений, стремящихся изменить мир, бороться. И — вызывать у окружающих чувство, что «везде одни евреи», что «всё захватили», что оказывают «непропорциональное влияние» на мир.
А впрочем, если бы и было возможно перестать быть евреем и галахически, и поведенчески, всё равно Гитлер отыскал бы: ведь расу и национальность не изменишь. Так что не может еврей перестать быть евреем, как не могут перестать русский, англичанин, чернокожий и китаец быть самими собой.
Только с одним различием. Еврей, будучи избран Б-гом — и наделен особой миссией, может ее исполнить и так заработать великую награду, сблизиться с Б-гом. А тот, кто выделяется только своим цветом кожи или просто национальной принадлежностью, конечно, на самом деле не хуже других, но и не имеет тех самых особых возможностей. Опять же — как члены царской семьи: если не пытаться убегать от себя, а быть собой, то мы способны на гораздо бОльшие свершения, чем «не выделяющийся» человек. Подашь в чем-то хороший пример — тоже весь мир услышит и гораздо больше людей смогут ему последовать.
Так что лучше постараемся использовать те драгоценные инструменты, что нам даны, и тогда будем выделяться — особой наградой.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Берл Набутовский
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»