Темы: Награда, Гиюр, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Душа, Чудеса, Милосердие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Почему если существует гиюр, когда нееврей может по своему желанию стать евреем, то я не могу пройти какой-то «антигиюр» и перестать быть евреем, с учетом того, что я еврей по праву рождения?
Мне надоела эта религиозность, если честно, мне не нравится постоянно выделяться и волноваться за каждое действие и сверять его по книжкам. Не сочтите вызывающим такое сообщение, я просто у своего раввина не осмелюсь спросить. Почему право выбора есть только у неевреев? Максим
Здравствуйте, Максим!
Извините, но «антигиюра» и возможности выхода из еврейства — нет! Да, есть общества, в которых вход рубль, выход два. У нас лучше — выхода просто не существует! Еврей — это навсегда.
Чем, впрочем, он никак не отличается от представителей других народов. Можно перестать быть русским? А то их ведь тоже многие в мире не любят, может, кому-то не хочется становиться жертвой русофобии. А чернокожий уж точно не хочет становиться жертвой расизма! Можно перестать им быть?
Нельзя. Ничего не поделаешь: терпи, беги, борись — как угодно. Но перестать быть собой невозможно.
Более того, все евреи — братья, а семью не выбирают. Неважно, в какой степени человеку не нравится, кто его отец или мать, или брат, как за него может быть стыдно — а то и доставаться на практике от ненавистников за то, что родственник. Человек навсегда с ним повязан, остается нести бремя.
Как раз гиюр — поразительное исключение: тот же русский или чернокожий, равно как и китаец или араб, или кто угодно может стать абсолютным евреем! И примкнуть к нашему народу, к нашей семье! Обрести не просто статус «еврея», а «сына Авраама» — в такой же мере, как все евреи — биологические потомки Авраама.
Но, став полноценным членом семьи, уже не может выбрать перестать им быть, в обратную сторону такого же чуда нет. Б-г сделал людям милость, что они могут по своему желанию присоединиться к великой еврейской миссии, оно того стоит. Но ради того, чтобы могли от нее отказаться, — не стоит устраивать чудес.
Также, по нашим понятиям, гиюр — не просто «превращение нееврея в еврея», а возвращение затерянных «искр святости», потенциальных еврейских душ, рассеянных по миру, обратно к корням, и их исправление. Такой процесс логичен и предусмотрен. Но противоположный? Зачем вновь рассеивать и превращать еврейские души в «потенциально еврейские»? Тут нет никакого смысла.
А может, просто не соблюдать законы религии и не выделяться?
Соблюдать-то можно перестать, да не поможет, выделяться всё равно будем.
Я сравниваю еврейство с царской семьей: особые отношения и «семейные узы» с Царем — и некоторые правила и ритуалы, которые приходится соблюдать. А также — сильно выделяться, быть под постоянным прицелом камер, каждый неправильный наш шаг — мировая сенсация. Такая цена за особые отношения с Царем.
Так вот, на протяжении всей истории существовала еще одна составляющая этой цены: хотя всё могут короли, тем не менее, жениться по любви не может ни один король. Но теперь, похоже, принцы могут. Только всё-таки последствия могут тоже быть всякими. Как известно, один из этих принцев вместе с супругой захотели перестать быть членами королевской семьи. Не надо всех этих ритуалов и обязательств, и прицелов камер.
Это было можно? Формально да. Но ценой скандала на весь мир и поляризации мнений, половина мира сочувствовала, другая проклинала. А главное — от выполнения ритуалов еще более-менее освободились, но уж выделяться никак не перестали. Если раньше были знаменитыми, то теперь, благодаря всей этой истории и скандалу, стали вообще суперзнаменитыми, «теми самыми, которые». И узнавать на улице будут только больше, и придираться к каждому движению. И никуда им от этого — от себя! — не уйти.
Вот и еврей, даже перестав соблюдать, не может уйти от того факта, что он еврей. Не может перестать быть евреем в «избранности», что означает особую энергию, «пассионарность» и обостренное чувство справедливости. Поэтому даже ассимилировавшимся евреям, отрицающим значение своего еврейства, не сидится: они должны быть возмутителями спокойствия, оппозиционерами, реформаторами, радикалами. Быть в авангарде всех важных движений, стремящихся изменить мир, бороться. И — вызывать у окружающих чувство, что «везде одни евреи», что «всё захватили», что оказывают «непропорциональное влияние» на мир.
А впрочем, если бы и было возможно перестать быть евреем и галахически, и поведенчески, всё равно Гитлер отыскал бы: ведь расу и национальность не изменишь. Так что не может еврей перестать быть евреем, как не могут перестать русский, англичанин, чернокожий и китаец быть самими собой.
Только с одним различием. Еврей, будучи избран Б-гом — и наделен особой миссией, может ее исполнить и так заработать великую награду, сблизиться с Б-гом. А тот, кто выделяется только своим цветом кожи или просто национальной принадлежностью, конечно, на самом деле не хуже других, но и не имеет тех самых особых возможностей. Опять же — как члены царской семьи: если не пытаться убегать от себя, а быть собой, то мы способны на гораздо бОльшие свершения, чем «не выделяющийся» человек. Подашь в чем-то хороший пример — тоже весь мир услышит и гораздо больше людей смогут ему последовать.
Так что лучше постараемся использовать те драгоценные инструменты, что нам даны, и тогда будем выделяться — особой наградой.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Берл Набутовский
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?